Вернуться на страницу Публикации

© Eugene A. Petroff, 1999

Система звукозаписи
E-mu Audio Production Studio.

(авторская версия)

 

    "Дешево хорошо не бывает!" - эту сакраментальную мысль, услышанную однажды из уст одного из уважаемых мной звукорежиссеров, я попытался оспорить в своей предыдущей статье на страницах МО, когда рассказал о результатах исследований новой звуковой карты Creative Labs SBLive! Новая статья, что сейчас перед вами, уважаемый читатель, продолжит размышления на ту же тему, правда теперь я попробую рассмотреть проблему под другим углом - какие новые возможности появятся в вашей Персональной Студии, если вы будете использовать более дорогое и совершенное оборудование. Речь пойдет о новом продукте под названием Audio Production Studio компании E-mu, хорошо известной музыкантам своими звуковыми модулями на основе семплерной технологии.
    Прежде чем начать рассказ собственно о продукте, я хотел бы упомянуть про то, каким путем эта карта оказалась для тестирования в моем компьютере. Роль праздничного Деда Мороза, приносящего в своем заветном мешке подарки к Рождеству, сыграла компания A&T Trade, обратившись ко мне, как к независимому эксперту, с предложением испытать новый товар, пока еще не появившийся на нашем рынке. Для меня это было тем более приятно, что некоторое время назад с этой же фирмой у меня вышла небольшая размолвка, когда на одной из выставок я получил отказ на свою просьбу предоставить мне образец для исследования в своей домашней студии, предложив взамен лишь отслушать его прямо на стенде фирмы (в ужасающем выставочном грохоте). О чем я, собственно, и написал в том обзоре, посвященном дочерним звуковым картам. И вот теперь я получил таки предложение одним из первых ознакомиться с новым и перспективным товаром и очень рад, что в политике фирмы произошли такие изменения. Надеюсь, что поворот в сторону большего учета интересов пользователя распространяется не только на пишущих субъектов, но относится вообще ко всем потребителям.     Желаю удачи любой фирме с таким подходом. Да не будет это сочтено рекламой...
Итак, что же представляет из себя новый продукт под названием E-mu Audio Production Studio? В прошлой статье я уже упомянул о том, что к фирме E-mu, достаточно давно ставшей частью империи Creative Labs, присоединилась и другая известнейшая фирма - Ensoniq. Это административное объединение позволило интегрировать в одном продукте звуковые технологии двух производителей, прежде соперничавших на рынке. Собственно, Ensoniq был скуплен на корню за то, что разработал самую удачную на тот период времени компьютерную технологию, позволявшую осуществлять передачу звуковых данных через шину PCI. Разумеется, свои решения фирма защитила патентами, закрыв дорогу конкурентам и заставив их терять время и деньги на поиске обходных путей. Ну, а Creative Labs в очередной раз продемонстрировала, что если соперник не уступает, то его покупают - вместе со всеми потрохами... Были бы только деньги для этого, а у Creative их предостаточно.
    В результате симбиоза ноу-хау от E-mu и Ensoniq, на свет появился чип EMU-10K1. Некоторое время назад цифровые синтезаторы строились на основе так называемой аппаратной логики (этот этап начался с знаменитой FM-технологии синтеза музыкальных звуков, явленной миру фирмой Yamaha и благодаря которой "семерка" - Yamaha DX-7 - получила такой ошеломляющий успех). Если для этой технологии характерно создание в одном или нескольких чипах жестко заданной структуры цифрового синтезатора, то современные тенденции развития приводят разработчиков к отказу от такой жесткой логики в пользу программных решений, то есть более гибких и перенастраиваемых. Для реализации вычислений с большой скоростью используются так называемые DSP (Digital Signal Processor), которые по сути представляют из себя специализированную микро-эвм, оптимизированную для решения профильной задачи - в данном случае, для организации цифрового синтезатора. По утверждениям разработчиков, EMU-10K1 представляет из себя DSP с производительностью 1000 mips и внутренним 32-разрядным представлением данных с фиксированной запятой. Для преобразования звуковых данных используется патентованный алгоритм восьмиточечной интерполяции, разработанный E-mu. На кристалле имеются встроенные цифровые интерфейсы I2S и S/PDIF... С инженерной точки зрения, такой прибор - достаточно совершенное изделие, а то, что производителю удалось снизить цену на него до минимальных значений, позволяет использовать его в широкой гамме изделий. Звуковая карта SBLive!, описанная в предыдущей статье - прекрасный этому пример.
    Само по себе, наличие нескольких изделий, созданных на одной базовой технологии, но отличающихся по цене почти на порядок, и позволяет провести интересный анализ. Напомню, что стоимость SBLive! - около 80$ (в самой дешевой модификации), а стоимость E-mu APS - чуть меньше 600$. Очень широко бытует мнение, что стоимость изделия определяется стоимостью заложенных в нем комплектующих. При этом, некоторые владельцы дорогого и престижного аппарата, узнав, что его дешевый собрат собран почти на тех же узлах, испытывают шок и разочарование, ругая всеми доступными нехорошими словами производителя, и уверяя всех, что их жестоко надули... Так ли это ? Базируется такая жизненная позиция на неверном представлении о законах торговли и производства. Надо твердо усвоить себе, что цена товара, это не "себестоимость производства плюс немного сверху", а столько, сколько готов за него заплатить потенциальный покупатель. Другой вопрос, каким образом у покупателя складывается представление о цене и насколько добросовестно продавец подходит к описанию потребительских качеств своего товара. И очень часто несведущий потребитель чрезмерно недооценивает вклад в стоимость товара его нематериальной компоненты - например, улучшение технических параметров относительно среднего уровня или же стоимость программного обеспечения. Последнее, в силу легкости пиратского копирования, вообще принято совсем не ценить. На примере сравнения SBLive! и E-mu APS попробуем понять, что кроется за ценой в каждом конкретном случае и насколько оправдано приобретение той или другой карты...
    Известно - театр начинается с вешалки, а звуковая карта с упаковки. При первом знакомстве с APS, подчеркнутая скромность добротного оформления упаковки карты произвела на меня должное впечатление. Сам стиль оформления - черная коробка с фирменным логотипом от E-mu и неброскими надписями - подчеркивал, что перед вами не мультимедийный ширпотреб, а прибор профессионального назначения...

    Содержимое этой коробки эту мысль подтверждало. Помимо необходимых аксессуаров, в коробке обнаружились оба главных компонента Audio Production Studio - собственно звуковая карта, фигурирующая в технической документации под именем E-Card (Рис.1) и выносной модуль E-Drive (Рис.2), расширяющий функциональные возможности системы.

Рис.1

Рис.2

    Последний напомнил мне карту Terratec EWS 64 XL, где функциональное расширение достигается так же посредством пятидюймового модуля, размещаемого в отсеке корпуса компьютера IBM PC. В отличие от Terratec, модуль от E-mu произвел на меня более приятное впечатление. Хотя я по прежнему считаю, что вставленные со стороны передней панели компьютера кабели не добавляют удобств и эстетики моей студии, с решением от E-mu соглашусь, так как на это устройство вынесены коммуникации, которые используются лишь периодически, когда в этом возникнет необходимость, а постоянные коммуникации подключаются с тыла к E-Card. Сама же карта имеет традиционный для этого типа оборудования вид - на задней панели ее имеются гнезда для аналогового и цифрового аудио. В отличие от мультимедийной техники, коннекторы для аналогового подключения аудио выполнены не на мини-джеках, а на полноразмерных 6-ти миллиметровых джеках, так привычных музыкантам, причем, в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессиональной технике, рассчитаны на работу с симметричными линиями. Для подключения MIDI используется дополнительная заглушка-брэкет со смонтированным на нем привычным по мультимедийной технике 15-пиновым коннектором, что позволяет использовать привычный адаптер со встроенной оптронной развязкой. Вообще то, коммуникационная панель в этой карте оказалась насыщенной, так как полноразмерные джеки имеют немалый габарит, но, тем не менее, разработчики умудрились разместить на этой же планке и пару "тюльпанов" для цифрового аудиоинтерфейса. По своим размерам плата так же не велика, как и младший собрат - SBLive!, и так же как и он, рассчитана для работы в компьютерном слоте стандарта PCI.
    В прошлой статье я уже рассказал, что расширил возможности микшера своего SBLive! путем размещения дополнительных тюльпанов на заглушке-брэкете. Разумеется, профессиональный подход заключается в отказе от подобной самодеятельности. Для расширения функциональных возможностей вашей мини-студии разработчики E-mu APS предлагают дополнительные входы, которые, как я уже упомянул, сосредоточены в специальном модуле, который может быть размещен рядом с транспортом CD ROM на передней панели компьютера. Этот аккуратно выполненный модуль E-Drive (рис.2) добавит пару аналоговых монофонических входов, цифровые вход и выход, а так же, позволит подключить для контроля головные телефоны. Громкость на наушниках, так же, как и уровень по аудио входам, регулируются потенциометрами. Кроме того, нажатием соответствующих кнопок, линейные входы могут быть независимо друг от друга преобразованы в микрофонные, так же, согласованные с симметричной линией. Удобно то, что каждый монофонический вход может панорамироваться независимо от других входов соответствующим регулятором на виртуальном микшере. Впрочем, об этом микшере речь впереди.
    Помимо технического описания и паспортных характеристик, меня всегда интересуют схемотехнические особенности приборов, так как мой опыт разработчика позволяет предсказать многие нюансы звучания по примененной элементной базе. Естественно, что я полюбопытствовал и в этом случае - к моему удовлетворению оказалось, что для работы с микрофонами разработчики применили микросхемы SSM2017 фирмы Analog Device. Это, на мой взгляд, обещает хорошее качество звука. Естественно, что не прошел мимо моего внимания вопрос о фантомном питании микрофонов. Вот здесь меня поджидало разочарование. Фантомное питание присутствует, но... оно оказалось 12-вольтовым ! Это означает, что вам придется пользоваться специальными блоками питания для подавляющего большинства профессиональных конденсаторных микрофонов, потому что электретных микрофонов студийного качества очень мало. Да и не хотелось бы ограничивать свои творческие потребности в звукозаписи узким выбором микрофонов. Так что придется конструкторам в этом пункте поставить большой и жирный минус...
    Что бы завершить тему о примененных в изделии микросхемах, скажу, что в E-Card я увидел чипы CS4329 и CS5335 от Crystal Semiconductor - это 20-битные преобразователи цифрового сигнала, такие же, как и в популярных и хорошо себя зарекомендовавших звуковых картах Pinnacle/Fiji и Jina/Darla. Аналоговая часть E-Card выполнена на микросхемах фирмы Analog Device. SSM2142 - драйверы симметричной линии и OP275 - малошумящие операционные усилители. Помимо "многолапчатого" процессора EMU-10K1 на плате обнаружился еще один "жук" от E-mu с маркировкой IP1016A. Его назначение осталось пока для меня загадкой. Привожу эти сведения для квалифицированных пользователей с радиоинженерной подготовкой. По роду своей деятельности мне нередко приходится отвечать на подобные вопросы - отечественный пользователь как всегда на высоте и среди музыкантов оказалось немало хорошо подготовленных радиоспециалистов. Так что, эта информация - для них.
    Инсталляция APS на мой компьютер прошла вполне успешно. Просто я извлек SBLive! и на его место вставил APS. После включения, система Plug-n-Play успешно распознала карту и потребовала драйвера, которые я и установил с прилагаемого компакт диска. После рестарта, который я сделал на всякий случай, я приступил к знакомству с программным обеспечением, которое оказалось существенно отличным от SBLive!, причем в очень приятную сторону. Для работы с картой вам предлагается интерфейс в виде привычной музыканту микшерной консоли (рис.3), причем, конфигурацию этой консоли (количество линеек и их назначение) вы сможете задать самостоятельно, сообразуясь с текущей задачей и убирая с рабочей поверхности экрана лишнее.

Рис.3

    Размер изображения оптимизирован для современных видеосистем с высоким разрешением - разрешение 1024х768, которое я использую в своей виртуальной студии, оказалось подходящим, в отличие от множества программ, где масштаб оказывается слишком мелким. Фейдеры, за которые приходится цепляться мышью, тоже выполнены так, что не приходится чертыхаться за эту надоевшую "мышиную технологию". Оказалось, что в неудобствах виновата не мышь, а программисты, не умеющие в подавляющем большинстве продуктов написать этот важный элемент интерфейса правильно. В данном случае работать оказалось очень удобно, что заставило вспомнить ту критику, которой подвергают платформу PC владельцы компьютеров Mac. Наверно, эта критика небеспочвенна и "вавилонская башня" PC-клонов - отнюдь не верх совершенства в смысле удобства интерфейсов.
    Кнопка вызова микшера оказалась всегда под руками, поскольку после инсталляции она продублирована в tray-окне. Основным элементом виртуального пульта E-mu APS является центральный модуль - своеобразная мастер-секция, которая присутствует всегда и на которой сосредоточено управление базовыми функциями системы. Слева к ней можно пристыковать аудио модули (как аналогового, так и цифрового типа), а справа - MIDI модули. Архитектура APS включает в себя промежуточные аудио-шины (своеобразные суб-группы), на которые могут сводиться потоки аудио как после HDR (Hard Disk Recording - звукозаписи с использованием жесткого диска), так и после MIDI (семплерного синтезатора). Именно на уровне такой локальной аудиошины применяются обработки звука встроенным эффект-процессором и отображается каждая локальная шина своей линейкой в виртуальной микшерной консоли. Естественно, что на каждой линейке имеются средства управления как уровнем громкости (фейдер), так и уровнем посыла на одну из двух секций эффектов, тип которых задается на мастер-панели. Кроме того, имеется возможность поставить обработку на шине (в отдельной линейке) в режиме "инсерт". На мастер-панели для эффектов предусмотрены четыре ячейки, к паре любых из которых и может быть адресованы посылы на левых и правых (аудио и MIDI) микшерных линейках.
В целом, такая идеология управления привычна для музыкантов и весьма напоминает виртуальные консоли в программах Cubase или Cakewalk. Поэтому, на освоение системы APS мне пришлось затратить меньше времени, чем на освоение управления в SBLive! Здесь преимущество безусловно за более профессиональной системой.
    В отличие от упомянутых Cubase и Cakewalk, в которых для обработки используются Plug-Ins в формате DirectX или VST, и в которых количество задействованных ячеек одинакового типа не ограничивается, в данном случае использование эффекта в одной из ячеек изымает этот эффект из списка доступных (рис.4).

Рис.4

    То есть, ситуация аналогична той, когда вы работаете с физическим прибором в студии и его невозможно одновременно вставить в две разные цепи. В связи с этим, эквалайзеры в базовом наборе представлены в четырех экземплярах, что позволяет их задействовать в нескольких местах. Кстати, эквалайзеры представлены в двух типах - параметрическом и "шельфовом", то есть воздействующим на широкую частотную области по краям звукового диапазона. Так же, как и в случае с SBLive!, разработчики обещают пополнение списка обработок новыми типами модулей.
Управление любым эффектом производится с помощью панели, выполненной в образе физического прибора в металлическом корпусе (рис.5).

Рис.5

    Честно говоря, такой вариант оформления, в отличие от микшера, мне не показался достаточно удобным - не все надписи читаются хорошо. Время пребывание карты на тестировании предполагалось достаточно скоротечным и я не смог уделить нужного времени детальному знакомству с набором эффектов и их звучанием. Послушав ревербератор, я решил, что он мне не слишком нравится. Впрочем, такое же мнение я вынес и после первого знакомства с процессором эффектов в SBLive!. В дальнейшем, когда я приобрел карту в личное пользование и уделил ей достаточно времени, оказалось, что ревербератор в SBLive! просто отличный. Так что, вполне возможно, что мое мнение ошибочно - генетическое родство этих карт позволяет надеяться на достойные эффекты и в E-mu APS. Вряд ли конструкторы позволили бы себе в дешевом варианте то, что не реализовали в более престижной модели. Законы рынка неумолимы...
    На основной секции виртуального микшера можно нажатием кнопки вызвать SoundFont Bank Manager (рис.6), через который производится загрузка звуков в семплер.

Рис.6

    Симпатичный вид панели согласуется с удобной работой по манипулированию банками, которые можно прослушать "не отходя от кассы" при помощи виртуальной клавиатуры или подключить к менеджеру управление от обычной MIDI клавиатуры. Единственное неудобство - как и в SBLive! внешняя клавиатура теряет активность вместе с активностью окна - если вы перешли в другое окно (например, эффектов), то пока вы в нем находитесь, звука не будет, сколько бы вы не нажимали на клавиши и приходится возвращаться в окно менеджера, что не всегда удобно. Коллекция звуков, прилагаемых к карте, разумеется, не носит тотальный характер - вам предлагают ознакомиться с основными возможностями синтезатора и характером звука, а приобретать полную версию коллекции надо отдельно. Впрочем, это обычная практика продажи профессионального продукта и осуждать ее смысла нет. Зато звучание синтезатора впечатлило меня - нормальный профессиональный звук, а это уже не мало. В число демонстрационных файлов включены композиции в формате Cakewalk, в которых предусмотрено автоматическое подключение нужного банка при загрузке композиции в Cakewalk при посредстве системы SoundFont Manager. Последний представляет из себя специализированный драйвер, который обеспечивает совместимым с ним программам автоматический доступ к таблице загруженных банков. Например, при работе в Cakewalk вы перебираете в окне patch именно те инструменты, которые реально загружены в память и видите их название, зафиксированное непосредственно в банке. При этом, отпадает необходимость кропотливой работы по составлению списков для опции Instrument Definition. И вся структура банков для вашей композиции загружается автоматически вместе с загрузкой партитуры. Поскольку для размещения семплов в чипе EMU-10K1 используется основная оперативная память компьютера, а не "бортовая" память синтезатора, загрузка происходит очень быстро и незаметно - 26 мегабайт примерно за 4 секунды. При загрузке новых банков, память освобождается от лишних, которые не используются в данной композиции. Впрочем, при желании вы можете "закрепить" необходимые банки нажатием кнопки Lock на панели SoundFont Manager.
    Строго говоря, все эти удобства хорошо знакомы пользователям SB AWE 32/64. А вот с чем пока мало кто из музыкантов знаком - так это с новыми возможностями, имеющимися в расширенной версии SoundFont 2.1. На рис.7 можно увидеть дополнительную панель, становящуюся доступной в Vienna 2.3, если на вашем компьютере установлено устройство, способное работать с этим новым расширением стандарта.

Рис.7

    В нижней части панели представлен графический образ конфигурации конкретного управляющего сигнала, а в окне над ним эту конфигурацию можно задать по своему усмотрению.
    Итак, что же нового предложила фирма E-mu своим пользователям, вводя новое расширение стандарта SoundFont ? Известно, что этот стандарт в версии 1.0 создавался для мультимедийного рынка, который тогда, несколько лет назад, еще только формировался. Именно на том этапе у многих сложилось впечатление, что музыка на IBM PC - это всего лишь любопытное приложение к играм или программам презентаций для бизнеса и не имеет отношения к "большой" музыке. О том, что IBM PC может стать очень серьезным инструментов для профессионалов в области музыкального творчества, как то не задумывались даже разработчики. И первая версия SoundFont была достаточно легковесной, за что и была подвергнута справедливой критике. Учтя часть замечаний, разработчики расширили возможности синтезаторов, введя новую спецификацию SoundFont 2.0, где была добавлена возможность работы со стереосемплами, повышена фазовая стабильность при проигрывании, введена возможность задания области действия семпла не только по номеру клавиши, но и по параметру Velocity, а так же, ряд других нововведений. Эти доработки сделали на некоторое время синтезаторы серии SB AWE 32/64 безусловно лучшими на компьютерах класса IBM PC. Но время не ждет и конкуренты стали настигать лидера - в компьютерном домене появились синтезаторы от Kurzweil (карты Pinnacle и Apex), а так же, настала эра программных синтезаторов с их просто феноменальными (по меркам мультимедиа) возможностям. Последняя группа синтезаторов (например, Reality или Generator) существенно превзошла "железных" конкурентов по исполнительской гибкости управления звуком, позволяя саунд-дизайнеру формировать законы управления по своему усмотрению. Именно в этой области у стандарта SoundFont была ахиллесова пята. Вот введением новой версии, эту уязвимую для критики точку и прикрыли новыми возможностями.
    Для повышения исполнительской гибкости конструкторы E-mu воспользовались опытом разработки профессиональных модулей и ввели в SoundFont нечто, напоминающее систему "patch cords", которая применялась в музыкальных инструментах, производимых той же E-mu. Для лучшего понимания этих новых возможностей, рассмотрим схему на рис.8.

Рис.8

    Для развитого управления параметром звука используется принцип взаимной модуляции сигналов управления. В качестве источников управляющих сигналов (Primary & Secondary Sources) могут быть задействованы следующие источники:

    Key On Velocity
    Key Number
    Pitch Wheel
    Channel Pressure
    Pitch Wheel Sensitivity
    Modulation Wheel
    Breath Control
    MIDI CC 7
    MIDI CC 10
    MIDI CC 11
    MIDI CC 21
    MIDI CC 22
    MIDI CC 23
    MIDI CC 24
    MIDI CC 91
    MIDI CC 93

    Как видим, список не маленький, и позволяет исполнителю оперативно передать на синтезатор достаточное для выразительного звучания количество параметров. Обращает на себя внимание, что, помимо стандартных контроллеров, введена группа из четырех дополнительных (## 21...24), функции которых присваиваются при создании патча. Если внимательно посмотреть на упомянутую выше блок-схему, то можно увидеть узлы для нормализации, масштабирования и других преобразований управляющих сигналов. В частности, может быть преобразована кривая Velocity, что позволит подстроить динамическую чувствительность вашей клавиатуры под вашу исполнительскую технику. Насколько это удобно, надеюсь, разъяснять не надо. Подобным же образом можно управлять и другими параметрами создаваемого банка инструментов. Сформированный сигнал управления может быть использован в качестве источника для следующей ступени преобразования, что позволяет тонко и детально управлять процессом синтеза звука. Например, подключение духового контроллера (#2 - Breath Control), присвоение ему соответствующих свойств, а так же модулирование давлением на клавиши (Channel Pressure) позволит эффективно имитировать звучание духовых инструментов.
    Для удобства управления контроллерами в реальном времени, пользователю предлагается дополнительно приобрести устройство под названием Launch Pad (рис.9).

Рис.9

    Разумеется, если ваша MIDI-клавиатура позволяет программировать функции контроллеров, то вы можете использовать ее, а так же, купить подобные устройства у других производителей. Например, Roland????.
С примерами звучания инструментов, использующих SoundFont 2.1 можно ознакомиться на сайте E-mu воспользовавшись URL http://www.emudtm.com/soundfont/sf21pg1.html.
    Несколько слов о качестве звучания E-mu APS. Субъективное (слуховое) тестирование - самый распространенный и доступный способ. Однако, эту методику трудно отнести к беспристрастным. Если вам приходится прослушивать звуковую карту низкого уровня (ту же AWE 32), то недостатки в звучании видны, что называется, невооруженным глазом (или может лучше сказать - слышны "невооруженным ухом"). Если же приходится сталкиваться с профессиональным оборудованием, то такие тесты вызывают затруднения у эксперта - ведь разработчики постарались устранить все погрешности звучания ! Найти их, достоверно идентифицировать и рассказать читателям в этом случае намного сложней. Поэтому для профессионалов, в соответствии со своей традицией, приведу пару спектрограмм (рис.10 и рис.11).

Рис.10

Рис.11

    Напомню только, что измерение шумовых характеристик электронных приборов очень сильно зависит от применяемых методик. Для получения результатов, сопоставимых с предыдущими сериями тестов, я выбираю параметры тестирования, аналогичные предыдущим тестам.
    Значение шума, полученного в соответствии с использованной методикой, отличается от паспортных значений в силу того, что измеряется реальное значение шума при наличии сигнала в тракте, в то время, как в паспортных данных часто указывают значение уровня шума без сигнала. К указанной на графике величине можно условно прибавить еще 6 дБ, так как уровень измерений был взят несколько заниженным в связи с тем, что некоторые карты из класса недорогих имеют на пиках громкости повышенное значение искажений. Для сопоставимости результатов пришлось и более профессиональное изделие подгонять под сложившуюся схему тестирования.
    Что касается субъективной оценки качества звучания E-mu Analog Production Studio, то могу только сказать что существенного отличия от звучания внешнего АЦП MIDIMAN Flying Calf я не нашел, что, впрочем, меня совсем не удивило, так как они собраны на идентичных комплектах преобразователей.
    Несколько насторожило меня то, что я в отведенный срок не смог проверить качество записи в формате 20 бит. Cakewalk Pro Audio 8.01 и другие программы не увидели карту в этом режиме. Связано ли это с врожденным недостатком драйверов карты надо было выяснить, погрузившись в дебри Интернета или же попробовать переустановку драйверов на "чистый" Windows 98. Это я себе позволить не мог в силу скоротечности пребывания карты на тестировании. Так что вопрос остался открытым. Примечательно, что на первом этапе работы с картой, мне не удалось произвести спектральные измерения, так как программа спектрального анализа SpectraLab v1.13 не "увидела" сигнал с входа карты и при разрешении 16 бит. Только на последующем этапе, после установки версии 1.14 этой программы тестирование прошло успешно. То есть, драйвера этой карты пока немного сыроваты, что не слишком удивительно, так как изделие это еще новое. Такая ситуация типична для любого новичка в компьютерном мире. Как правило, в течение некоторого времени, разработчики устраняют недостатки и выпускают новые версии драйверов. Остается надеяться, что так произойдет и в этом случае.
    Из других существенных проблем, которые могут возникнуть у пользователя, следует упомянуть о том, что вывод звука по цифровому интерфейсу S/PDIF на этой карте осуществляется только на частоте 48 кГц. Этот недостаток - хронический для кристалла EMU-10K1 и для всех устройств, собранных на нем. И если на SBLive!, относящемся к другой ценовой категории, этот недостаток не выглядит существенным, то все же для устройства, претендующего на профессиональный уровень, отсутствие совместимости с рядом широко распространенных моделей звукозаписывающий аппаратуры следует считать серьезным недостатком. Так что, обязательно проверьте перед покупкой, подойдет ли ваш мини-диск плеер или DAT-магнитофон к этой карте.
    Так же, вызывает критику среди профессионалов тот факт, что по цифровому входу на E-mu APS нельзя передавать информацию бит-в-бит. Это вызвано тем, что цифровые входы на чипе синтезатора выполнены по асинхронному принципу, когда входной поток аудиоданных подвергается математической процедуре пересчета на другую частоту дискретизации. Такое техническое решение было применено для того, что бы иметь возможность микшировать несколько цифровых потоков в реальном времени (Digital Mixing) без создания сложной системы взаимной синхронизации цифровых источников в разных приборах (Master Clocking). На мой взгляд, заметных потерь в качестве звукового сигнала при грамотно выполненных асинхронных преобразователях можно не опасаться, но осторожность профессионалов известна. Передача бит-в-бит - это действительно дополнительная гарантия от потерь. Так что вам предстоит решить - является ли недостатком это для вас лично. Моя рекомендация на этот случай - не быть перестраховщиком и не отказываться от APS по этой причине.
    И в заключение - немного о перспективах развития системы. Мой опыт и интуиция разработчика подсказывали мне, что этим прибором фирма E-mu начинает рыночное наступление в сегменте полупрофессиональных компьютерных систем записи звука и одним устройством дело не ограничится. Именно поэтому глобальная политика владельцев E-mu - фирмы Creative Labs - позволила выпустить на рынок по смешной цене прекрасный прибор SBLive!, который практически наповал убивает всех конкурентов в этом сегменте своим соотношением цена/качество. Тем не менее, фирма рассчитывает на прибыль и, на мой взгляд, будет активно развивать линию E-mu APS, как поддержкой банками звуков, так и новыми техническими возможностями, недоступными владельцам SBLive!. Подтверждение этим размышлениям я получил неожиданно быстро. В Интернете обнаружилась информация о выходе новой версии программного обеспечения. E-mu APS v1.5 Software поддерживает ASIO драйверы, обеспечивает многоканальную запись и воспроизведение. Совместно с Cubase VST возможна запись до 4 моно или 2 стерео треков. Для увеличения количества выходных каналов выпускается MOC (Multi-Output Card) - дочерняя карта, содержащая три дополнительных стереовыхода. Карта заменяет имеющийся MIDI интерфейс и в связи с этим содержит и MIDI коннектор. Дополнительные аудиоканалы могут быть использованы для организации посылов на внешние устройства обработки, существенно расширяя возможности вашей Персональной Студии.
    Итак - на примере сравнения двух представителей одного семейства - E-mu Audio Production Studio и Creative Labs SBLive! - мы попробовали выяснить, за что же предлагается платить дополнительные деньги потребителям профессиональных устройств. Мне эта разница в технических возможностях показалась убедительной, но... Как и многие из вас, уважаемые читатели, я вынужден соотносить желания с финансовыми возможностями. И пока остановил свой выбор на более дешевом варианте, как позволяющем достигнуть поставленные мной тактические цели. Но с удовольствием бы перешел на E-mu APS в стратегическом плане. Ваш выбор - за вами. Постарайтесь делать его осознанно, учитывая все за и против.

Январь 1999

Вернуться на страницу Публикации

 

 

Hosted by uCoz