Живее всех живых...Звуковая карта Creative Labs SBLive! |
© Eugene A. Petroff, 1999. Без разрешения автора копирование этого документа и его частей недопустимо. При цитировании ссылка обязательна. | |
Знакомство с Живым (как уже принято называть на жаргоне эту карту) имеет смысл начать со статьи, опубликованной в журнале Музыкальное Оборудование... Для этого надо нажать ЗДЕСЬ... Итак, статья вами прочитана... Какими же новыми черточками можно дополнить потрет этой симпатичной карты ? Во первых - с момента первого знакомства (декабрь/1998) никаких сильных разочарований эта карта не вызвала. Это приятно :-)) Хотя кое какие баги и выявились... |
Пункты меню, ссылки на которых пока не работают, планируется добавить в ближайшем будущем
Обычно микрофонный вход на дешевых картах потерян для музыканта в силу весьма низкого качества, которого, впрочем, достаточно для решения мультимедийных задач. На Живом проблемы микрофона усугублены еще и тем, что реальный диапазон регулирования программного фейдера не превышает 6 дБ, а усиление чрезмерно велико. В то же время, при наличии этого входа на микшере записи, его использование могло бы создать определенные дополнительные удобства в процессе записи музыкальной композиции. В связи с этим, предпринята попытка улучшить ситуацию. Первой рекомендацией будет отключение режима Mic Boost (20 dB) на микшере. Для этого надо установить флажок Advanced Control в выпадающем меню на панели микшера. В результате, микрофонный вход будет отмечен красным крестиком. Теперь, при нажатии на иконку микрофона и выборе опции Other Advanced Control... возникает возможность управления режимом Mic Boost.
Дальнейшее улучшение связано с переделкой звуковой карты, поэтому рекомендация годится только для "очумелых ручек", дружащих с паяльником. Для улучшения качества работы этого входа надо устранить микрофонный усилитель из входной цепи и соединить напрямую вход с микросхемой АЦП/микшера (разумеется, оставив переходные конденсаторы). Чип кодека, в котором сосредоточены микшер, АЦП и ЦАП имеет обозначение U5 и маркировку CT1297-TAT. Первая ступень микрофонного усилителя выполнена на операционном усилителе (U3 с обозначением типа 33079). Для обхода этой ступени надо удалить резистор R18 (расположен между U3 и коннектором JP2), а так же, электролитический конденсатор C68 (расположен примерно посередине между U5 и коннектором J5-AUX_IN). Самым коротким проводником соедините точки печатной платы, освободившиеся после удаления элементов и обозначенные как левый вывод (с индексом "+") C18 и нижний (при размещении платы планкой влево) контакт R18. При такой доработке исчезнет усиленный сигнал от микрофона на выводе коннектора TAD, но, как говорится, не велика потеря. Если же это вас не устраивает, то R18 можно оставить. Правда, при этом возможно нежелательное обратное влияние усилителя на входную цепь.
В результате переделки микрофонная цепь теперь будет работать в двух режимах - без усиления (параметры входа при этом идентичны линейному входу), и с усилением 20 дБ. Первый режим удобен при применении внешнего высококачественного микрофонного усилителя, а второй - при использовании ручного динамического микрофона. Например, я использую AKG 3900, чувствительности которого как раз достаточно для полноценной раскачки входа при работе с расстояния в 1...2 см, характерного для ручного микрофона. Кроме того, второй режим можно использовать для записи электро- и бас-гитар без предварительного усилителя, поскольку при записи через линейный вход раскачки иногда не хватает.
Следует так же помнить о том, что в микрофонном входе звуковых карт применяется "фантомное" :-))) питание напряжением +5 Вольт, которое подается через контакт ring разъема. Поэтому, распайку микрофонного кабеля надо произвести соответствующим образом - экран, естественно, соединяется с корпусом, сигнальный провод - к tip, а второй сигнальный (при симметричной схеме) или "возврат" надо тоже подключить к корпусу. Если же вы хотите сохранить классическую симметричную распайку на штекере (мини-джеке), то вывод ring на печати надо переключить к земляному концу. Удобно это сделать перемычкой, предварительно отпаяв резистор, через который подавалось питание на микрофон.
В результате переделок получены следующие параметры микрофонного входа:
THD 48 kHz | THD 44 kHz | SNR 48 kHz | SNR 44 kHz | IMD 48 kHz | IMD 44 kHz | |
Line In | 0.00435 % | 0.00375 % | 78.093 dB | 76.133 dB | 0.0049 % | 0.0043 % |
Mic 0 dB | 0.00418 % | 0.00355 % | 75.360 dB | 75.858 dB | 0.0045 % | 0.0039 % |
Mic 20 dB | 0.00431 % | 0.00422 % | 72.489 dB | 72.230 dB | 0.0052 % | 0.0045 % |
Примечание 1: Измерение проводилось подачей тестового сигнала на вход соответствующей линии записи через тыловой канал (Rear Out), как обладающий лучшим качеством звукопередачи, чем основной канал (Front Out). |
При записи с микрофонного входа надо обращать особое внимание на положение фейдера так же, как и при записи от линейного или любого другого входа SBLive! Подробнее об особенностях работы входных фейдеров на этой карте можно узнать в разделе
"О правильном выборе положения фейдера уровня записи".
Некоторую неприятность в SBLive! представляет малый реальный диапазон регулирования входного уровня программным путем. Закон регулирования (ослабление сигнала в зависимости от положения фейдера) в кодеке CT1297, производимого Creative Labs, является линейным. При этом, при положении фейдера ниже половины шкалы, уровень ограничения во входных цепях кодека оказывается меньше размаха амплитудной характеристики АЦП. Другими словами, при положении фейдера меньше 50% невозможно записать сигнал максимальной амплитуды - наступают искажения. Дальнейшее уменьшение входного сигнала при помощи фейдера искажений не устраняет, а только снижает амплитуду уже ограниченного сигнала. Индикаторы перегрузки в программах Cakewalk или Sound Forge в этом случае клиппирование не регистрируют, хотя оно реально присутствует в сигнале. В связи с этим, оказывается очень важным правильно подобрать уровень входного сигнала при помощи регуляторов на внешнем источнике. Собственно говоря, это не является большим криминалом - на профессиональных устройствах уровень сигнала, подаваемый на АЦП вообще не регулируется, или же регулируется при помощи джамперов. Но в данном случае наличие привычных фейдеров на панели микшера записи может ввести в заблуждение неискушенного в тонкостях пользователя. Будьте внимательны и не устанавливайте фейдеры в положение меньше половины шкалы.
Правильными положениями фейдеров являются: максимум (100%) дляWave/Direct Sound (общий) иPlay Control (выход аудио) при воспроизведении и около 55% для SPDIF In и CD Digital при записи.
В этих положениях фейдеров достигается максимальное использование всей 16-битной разрядной сетки.
Уменьшение уровня при воспроизведении как на мастере (Wave/Direct Sound), так и на линейке аудио (Play Control) приведет к сниженнию общего динамического диапазона, а увеличение уровня записи сверх рекомендованного может привести к перегрузке, если с внешнего устройства сигнал идет "под 0 дБ". Уменьшение уровня записи по цифровым входам так же приведет к снижению общего динамического диапазона. Будьте внимательны !
Воспроизведение |
|
Запись |
|
То обстоятельство, что уровень сигнала при записи зависит не только от того, что передается по цифровой линии, но и от положения фейдера делает невозможным передачу цифровых данных бит-в-бит. Это еще одна из причин, по которым не стоит применять SBLive! в профессиональных системах цифрового мастеринга.
В недорогих картах цифровая передача звука через SPDIF имеет некоторые особенности. Вот, например, что получается при совместной работе SBLive! и Terratec EWS 64 XL.
Для обеспечения устойчивой работы пришлось подать сигнал от EWS 64 XL не на SPDIF In, а на вход CD Digital. Об этом более подробно смотри в разделе Подключение дополнительных устройств по цифровому интерфейсу.
Оказалось очень важным, в каком режиме синхронизации находится EWS 64 XL при передаче данных от EWS 64 XL на SBLive!. В отличие от SBLive!, эта карта, позволяет устанавливать вручную или автоматически источник синхронизации для своего внутреннего процессора. Разница в качестве при этом получается внушительная (смотри таблицу).
|
THD 48 kHz |
SNR 48 kHz |
IMD 48 kHz |
SBLive! -> EWS 64 XL |
0.00155 % |
92.047 dB |
0.0021 % |
EWS ext sync -> SBLive! |
0.00127 % |
90.701 dB |
0.0014 % |
EWS int sync -> SBLive! |
0.00144 % |
79.372 dB |
0.0019 % |
Обратите внимание, что при передаче данных от SBLive! на EWS, шумы немного меньше, а искажения немного больше, чем в обратном направлении. Повидимому, объясняется это тем, что асинхронные приемные порты на SBLive! вместе с переквантизацией производят и дитеринг. Измерения на частоте 44 кГц не производились в силу следующего обстоятельства - в этом случае невозможна синхронизация на EWS 64 XL, так как SBLive! выводит сигнал в любом случае на частоте 48 кГц, а установка разных частот по входу и выходу в тестовой программе Spectralab не предусмотрена.
Помимо таблиц, большой интерес представляют спектрограммы, которые более детально показывают, как изменяется качество звукопередачи при смене источника синхронизации (для того, что бы посмотреть спектрограммы с соответствующими комментариями нажми ЗДЕСЬ).
Не стоит к Живому предъявлять претензии за потерю качества. В данном случае это с большей вероятностью связано с внутренними процесами в EWS 64 XL. Дело в том, что в этой карте, в отличие от SBLive!, принят алгоритм, при котором при включенной синхронизации от внешнего источника, внешней частоте полностью подчиняются все внутренние процессы ! В том числе, и математика синтезатора, реверберации и так далее. На мой взгляд, такое решение влечет за собой гораздо больше печальных последствий, чем в SBLive!, где все рассчеты всегда ведутся на частоте 48 кГц, а преобразование при вводе потока данных от внешнего источника производится только на асинхронных входных портах .
Вообще то говоря, существует определенный миф, насчет того, что достаточно соединить по цифре несколько устройств и все проблемы исчезнут сами собой. Дескать, цифра - это всегда либо 0, либо 1, а остальное не важно. Это глубокое заблуждение - цифровые системы имеют много особенностей, про которые надо помнить и хорошо понимать физическую природу явлений. Иначе - вместо улучшения звучания по сравнению с аналоговой системой, вы получите ухудшение, причем достаточно неприятного свойства и, скажем так, - "антимузыкальное".
Какой же вывод можно сделать из результатов данных тестов ? Во-первых - качество звукопередачи улучшается при использовании цифрового нтерфейса. Заметно снижаются как искажения, так и шумы. Во-вторых - нужно внимательно изучить ваше оборудование и использовать его в правильных режимах.
Как известно, процессинг в DSP EMU 10K1, примененном в SBLive! (как, впрочем, и в более дорогой карте E-mu APS) производится на постоянной частоте квантизации 48 кГц. Выходные устройства карты (цифровой порт и ЦАП) так же, работают на постоянной частоте 48 кГц. При этом, при выводе звукового файла с частотой квантизации 44.1 кГц, являющейся основной при реализации проектов в Cakewalk или Cubase, поскольку эта частота требуется для производства компакт-дисков, возникает погрешность переквантизации, выраженная в появлении дополнительных спектральных компонент с разностной частотой 3.9 кГц (48 кГц - 44.1 кГц = 3.9 кГц).
На приведенной спектрограмме видно, что спектральная компонента 10 кГц (с уровнем -6 дБ) сопровождается появлением компоненты 13.9 кГц с уровнем -44 дБ относительно основной компоненты. Эта паразитная компонента появляется на частотах сигнала выше 6 кГц. На частоте 6 кГц ее уровень составляет -92 дБ, а на 15 кГц уже достигает -22 дБ. Разумеется, дополнительные компоненты не слишком желательны, однако, не стоит переоценивать влияние этого эффекта и слишком его опасаться. Дело в том, что структура помехи такова, что она не влияет на гармонические и, главное, интермодуляционные искажения в основном диапазоне музыкального сигнала (ниже 6...8 кГц), а новые спектральные компоненты появляются только при наличии высокочастотных составляющих в сигнале и на общий уровень шумов не влияют. Справедливо утверждать, что эффект, наблюдаемый в SBLive! очень близок по конечному результату к эффекту Exiter (или Enhancer), широко применяемому в студийной практике для восстановления сигналов с потерянными "верхами", причем сама глубина "эксайтирования" очень незначительна и практически не приводит к заметной окраске звука. Именно поэтому субъективное качество звучания карты остается весьма высоким и вполне сопоставимо с более дорогими картами, применяемыми в музыкальной практике, особенно, если использовать для мониторинга ЦАП тылового канала.
Вызывает определенный интерес вопрос о том, допустимо ли для оцифровки звуков, полученных на программных синтезаторах (Reality, Generator, Gigasampler и другие) использовать перезапись через микшер SBLive!, поскольку этот способ наиболее прост и эффективен. Думается, что на этот вопрос вполне можно ответить положительно и рекомендовать его в качестве основного приема работы с SBLive!. Искажения, возникающие в процессе перезаписи через встроенный микшер (при включени кнопки Wave или What U Hear) незначительны и не намного отличаются от значений, получаемых при передаче через цифровую линию или при прямом капчюринге в файл. В случае пользования кнопкой What U Hear возникает возможность обработать аудиосигнал великолепным процессором эффектов, имеющимся в Живом. Разумеется, сигнал в этом случае целесообразно обрабатывать потреково. Впрочем, применение этого способа - на ваше усмотрение. Я пользуюсь им не слишком часто, так как предпочитаю пакетные обработки в Cakewalk при выполнении операции Mixing Down.
В основном канале (Front Out) SBLive! применен кодек CT1297, производства Creative Labs. В тыловом канале (Rear Out) используется цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) TDA1330 фирмыPhilips. Эта микросхема обеспечивает более высокое качество звучания. Результаты сравнительного тестирования основного и дополнительного каналов приведены в таблице.
THD 48 kHz | THD 44 kHz | SNR 48 kHz | SNR 44 kHz | IMD 48 kHz | IMD 44 kHz | |
Front Out | 0.00666 % | 0.00701 % | 76.331 dB | 74.873 dB | 0.0070 % | 0.0065 % |
Rear Out | 0.00430 % | 0.00372 % | 78.272 dB | 76.213 dB | 0.0049 % | 0.0043 % |
Примечание
1: Измерение производилось при
соединении внешним кабелем гнезд Line In
с гнездами Front Out и Rear Out соответственно.
Приведенные значения включают в себя
искажения всего тракта, включая как
выходной преобразователь, так и
входной. |
Преимущество тылового
преобразователя наблюдается как в
отношении искажений, так и в отношении
шумов. Исходя из этого целесообразно для
мониторинга при сведении фонограмм
использовать тыловой канал.
Для тех, кто любит поковыряться в
электронике, привожу таблицу выводов TDA1330.
SYMBOL | PIN | DESCRIPTION |
BCK | 1 | bit clock input |
WS | 2 | word select input |
DATAI | 3 | data input |
VDDD | 4 | digital power supply |
VSSD | 5 | digital ground |
SYSCLK | 6 | system clock input 256, 384 and 512 fs |
APPSEL | 7 | application mode select input |
APL3 | 8 | application input pin 3 |
APL2 | 9 | application input pin 2 |
APL1 | 10 | application input pin 1 |
APL0 | 11 | application input pin 0 |
Vref(DAC) | 12 | DAC reference voltage |
VDDA | 13 | analog supply voltage |
VO(L) | 14 | left output voltage |
VSSA | 15 | analog ground |
VO(R) | 16 | right output voltage |
Вопрос этот достаточно популярен, особено с учетом трехкратной разницы в цене на разные варианты карты. Ответ на него достаточно простой - вы можете без особого опасения ориентироваться на приобретение самого дешевого варианта. С точки зрения качества звукозаписи и пригодности для использования в Персональной Студии все варианты равноценны. Правда, мне не довелось тестировать полную версию, но технические параметры более дешевых таковы, что становится очевидно, что серьезной разницы в качестве ожидать не следует. Это так же потдверждаеться и анализом материалов, найденных в Интернете.
Итак, чем же все таки отличаются эти три версии SBLive! ? В техническом отношении разница есть только между SBLive! и SBLive! Value. Модель с индексом OEM - это тот же самый SBLive! Value, но предназначенный для установки в компьютер при сборке последнего фирмой-поставщиком и поэтому не имеет красочно оформленой коробки и ненужных аксессуаров (например, микрофона) и поэтому цена на него самая низкая. Именно его и рекомендую вам приобретать. В комплекте с SBLive! Value OEM идет только компакт-диск с драйверами и мануал с кратким описанием карты. Иногда в комплект бываает включен и второй компакт-диск , но к нашему делу он отношения не имеет, поскольку на нем записаны демо-версии некоторых игрушек.
По сравнению
со старшей моделью, в плату SBLive! Value
внесены следующие изменения:
вместо
золоченых разъемов (мини-джеков) на
планке использованы более дешевые
пластмассовые
| не
установлен коннектор цифрового
интерфейса I2S, хотя место на плате для
него предусмотрено
| коннекторная
колодка для подключения дополнительных
входов/выходов имеет меньшее количество
контактов (12 против 40 на полной версии) |
Кроме того, SBLive! Valueне комплектуется дочерней картой, на которой имеются тюльпаны для S/PDIF, коннекторы типа мини-DIN для MIDI (с оптронной развязкой) и 9-ти контактный разъем для подключения внешнего многоканального декодера системы Dolby. Как видим, принципиальных потерь для более дешевой версии нет - оптронная развязка имеется в традиционном переходнике для гейм-порта, который весьма распространен и недефицитен. К слову, такой переходник вы можете заказать у меня. Подключение S/PDIF описано в предыдущем разделе этой страницы, а применение системы Dolby пока еще под вопросом в силу отсутствия декодеров. Впрочем, наличие места на плате под такой разъем позволяет надеяться на решение этой проблемы в будущем.
С другой стороны, анализ сигналов, выведенных на колодку в полной версии показывает, что ваозможности полной версии шире, особенно, если заняться экспериментами и сделать нестандартное устройство вместо штатной дочерней карты. Например, на нем можно без труда разместить коннектор для установки Wave Blaster. Это интересное решение, поскольку Yamaha DB50 XG по прежнему популярна среди музыкантов и ее имеет смысл включать в состав своей студии.
Подводя итоги, можно сказать, что полная версия имеет безусловно несколько большие функциональные возможности. С другой стороны, дешевая версия без особого труда доводится до нужных кондиций - надо только приложить некоторый навык, поработав паяльником. Оправданы ли затраты лишней сотни долларов, или жы вы "заработаете" эту самую сотню своими руками - решать вам...
Эти карты появились на нашем рынке осенью 1999 года, практически вытеснив предыдущее поколение (SBLive!и SBLive! Value). В связи с этим вопрос о преемственности параметров весьма актуален. В конструктивном отношении карты новой серии идентичны и разница определяется установкой дополнительных элементоов на печатной плате, наличием дочернего устройства для старшего варианта (SBLive! Plainum) и, вероятно, различной прошивкой внутренней памяти, в результате которой эти платы опознаются драйверами как разные устройства.
Дочернее устройство карты SBLive! Plainum выполнено в виде модуля. вставляемого в стандартный слот компьютерного конструктива рядом с драйвом компакт диска. Похоже, что мода на исполнение устройств в таком стиле набирает силу. Прада, как всегда, это сопряжено с известными глупостями. Например, какой смысл иметь основные интерфейсы с лицевой стороны компьютера, мне абсолютно не ясно. Вечно торчащие провода не просто не украшают рабочее место, а раздражают и мешают работать. А что делать владельцам компьютеров, у которых передняя стенка закрывается дверцей ? На передней панели нужны только регуляторы уровня, переключатели (если они используются оперативно), а так же коннекторы только тех интерфейсов, которые приходится использовать периодически... Выполняются ли эти условия в данном случае - судите сами...
Наибольший интерес среди новых вариантов представляет SBLive! 1024 (CT4830), заменивший ставшим очень популярным SBLive! Value (CT4670).
Главные вопросы -
что изменилось функционально и что стало с
электроакустическими параметрами ? Ну что ж,
попробуем ответить на них...
На
коммуникационной панели добавился пятый
мини-джек, на который выведены цифровые
выходы (SPDIF).
| Вместо
сокращенной колодки для подключения
дополнительных устройств (SPDIF_EXT, 12
контактов) используется полноразмерная
(AUD_EXT, 40 контактов) колодка. Перечень
сигналов, выведенных на нее доступен в
разделе Hardware Information справочной системы
SBLive! Help. Он так же приведен в предыдущем
разделе этой страницы.
| На плате
отсутствует конектор I2S. Но это не должно
вызвать особого беспокойства, так как
необходимые сигналы присутствуют на
расширенной коммутационной колодке.
| Вместо
микросхемы кодека от Creative (CD1297)
используется кодек от Sigmatel (STAC9721T).
| Корпус
чипа EMU-10K1 меньшей толщины.
| Отсутствует
коннектор для подключения модема (обозначенный
как MB_PRO). Это в некотором смысле потеря,
поскольку сигналы, выведенные на него,
было очень удобно использовать для
внутрикомпьютерных коммуникаций.
Например, я вывел сигнал стереовыхода на
переднюю панель компьютера, где от него
был задействован стереоиндикатор уровня
(светодиодная линейка), а так же, пара
усилителей для стерео телефонов с
индивидуальными регуляторами уровня,
совершенно необходимая в процесе
звукозаписи - один выход для музыканта, в
торой - для звукорежиссера...
| Вместо
монолитного кварцевого генератора RAKON
использован генератор на "рассыпухе"
- с отдельным кварцем и схемой,
выполненной на дискретных элементах. По
идее, это должно привести к меньшей
стабильности ведущего генератора. Хотя,
как оно обстоит на самом деле - сказать
трудно...
| Изменен
ассортимент комплектовки в аудиоканале -
вместо счетверенного операционника 33079 (14
ног) применен сдвоенный 33078 (8 ног), а
вместо TDA1308 стоит PT2308-S.
| На плате
SBLive! Value (CT4670) имелась разводка под
джамперы, которые были незадействованы (не
распаяны), и существовала потенциальная
возможность впаяв их, расширить
функциональные возможности системы. На
плате SBLive! 1024 (CT4830) имеется только один
джампер. По непроверенным данным, он
коммутирует цифровые интерфейсы,
выходящие через пятый мини-джек.
| Вход
CD_DIGITAL на плате имеется, однако он не
распаян. Поэтому цифровой выход CD ROM
приходится подключать на контакты 15 (сигнал)
и 16 (общий) основной колодки, а
регулировать уровень фейдером SPDIF_IN.
Фейдер CD_DIGITAL в микшере отсутствуетт,
поэтому один цифровой вход можно считать
потерянным. Даже если распаять нужные
элементы - это ни к чему не приведет, так
как драйвера не позволят этим входом для
данной модели воспользоваться. Если кто
то найдет способ обмануть драйвера и
заставить работать версию 1024 с
драйверами от Platinum - пожалуйста напишите
мне. Тем не менее, способ задействовать
этот вход похоже существует - это
возможно при использовании драйверов от
EMU APS (версии 1.5). Однако, я еше не проверил
досконально эту ниформацию, поэтому во
избежании дезинформации не берусь
утверждать это окончательно.
| На
тыловом канале сохранен ЦАП Philps TDA1330. |
Примечание: со времени проведения этого теста прошло некоторое время. Выяснилось, что кодеки Sigmatel можно встретить на картах SBLive! Value (CT4670), а кодеки Creative на SBLive! 1024 (CT4830). Так же выяснилось, что цифровой вход CD_DIGITAL в некоторых партиях SBLive! 1024 (CT4830) может присутствовать, а в некоторых отсутствовать. То есть, при покупке карты вам придется ориентироваться не на название модели, а по внешнему виду попытаться определить ее функциональные возможности. В общем, анархия полная :(
Каковы же электрические параметры новой карты ? Результаты сравнительного тестирования приведены в таблице:
THD 44 kHz | SNR 44 kHz | IMD 44 kHz | |
SBLive! Value Main Out -> Line In | 0.00614 % 0.00679 % |
73.012 dB 73.086 dB |
0.00670 % 0.00710 % |
SBLive! 1024 Main Out -> Line In | 0.00588 % 0.00484 % |
68.923 dB 68.629 dB |
0.00699 % 0.00629 % |
SBLive! Value Rear Out -> Line In | 0.00354 % 0.00431 % |
76.208 dB 76.491 dB |
0.00430 % 0.00420 % |
SBLive! 1024 Rear Out -> Line In | 0.00203 % 0.00184 % |
69.757 dB 69.732 dB |
0.00508 % 0.00427 % |
SBLive! Value Wave Out -> Wave In (Codec only) | 0.00265 % 0.00265 % |
79.322 dB 79.319 dB |
0.00360 % 0.00360 % |
SBLive! 1024 Wave Out -> Wave In (Codec only) | 0.00264 % 0.00264 % |
79.302 dB 79.299 dB |
0.00363 % 0.00363 % |
Напомню, что все тесты я провожу по одной методике. В частности, уровень сигнала устанавливается -6 дБ. Это делается для того, что бы реально сопоставить результаты тестирования устройств разных классов. Важны не абсолютные цифры, а их относительные значения. Например, соотношение сигнал-шум могло бы иметь лучшее числовое выражение примерно на 6 дБ. Тем не менее, сами шумы реальноых устройств останутся прежними, какими цифрами их не выражай. и сотношения между лучшими и худшими устройствами тоже в общем то сохранятся. Я напоминаю про это, что бы у тех из вас, уважаемые читатели, кто не имеет достаточной теоретической подготовки, не возникло желания жонглировать цифрами и приводить их абстрактно, в отрыве от конкретных тестов.
Итак, что же дало нам тестирование ? К сожалению, оказались актуальными худшие из моих прогнозов, которые я давал в приватных консультациях, оценивая перспективу развития семейства SBLive!. Тенденция к удешевлению приводит к деградации параметров. Достаточно вспомнить судьбу предшественника SBLive! - "овечку" AWE32. Первые версии обладали значительно лучшим звуком и становились раритетами, по мере выхода новых вариантов. В конце концов качество деградировало до крайней степени - AWE64 последних версий (массовых серий, а не элитарных - наподобие AWE64 Gold) в музыкальных целях применять было бесмысленно. Похоже, что такая участь уготована и SBLive!..
Конкретно, деградация параметров проявилась в виде значительного - на 7 дБ ! - ухудшения суммарных шумовых характеристик тракта записи. Поэтому, несмотря на некоторое снижение искажений, новый кодек вызвал большое разочарование. Увеличение шумов вызвано очень неровной характеристикой спектра собственных шумов преобразователя. Обратите внимание на резкий подъем (около 12 дБ) в области верхних частот. В общем, примус - он примус и есть... :(
Более подробно ознакомиться со спектрограммами тестов SBLive! 1024, наряду с результатами тестирования и других устройств, можно здесь.
Что касается возможности сгона аудио и миди треков через собственный микшер карты, эта возможность не пострадала - параметры практически идентичны. Что, впрочем и понятно, поскольку микширование в SBLive! производится уже только по цифре программным путем в чипе EMU-10K1.
В целом, оценивая пригодность новой версии для применения в музыкальных целях, можно сказать, что синтезатор по прежнему хорош, а вот аудиозапись лучше производить через внешний АЦП (например,с мини-диска) или же поставить вторую карту с лучшим оцифровщиком. От оптимизма в отношении получивших популярность карт семейства MX300 и других мультимедийных поделок следует предостеречь - там тоже применяются кодеки от Sigmatel со всеми вытекающими последствиями...
В дополнение к информации следует так же добавить, что деградация касается не только технических параметров, но и содержимого компакт диска, прилагаемого в комплекте с SBLive! 1024. Если в первоначальной версии SBLive! Value один из компактов содержал несколько сотен мегабайт банков Sound Font, причем, отличного качества, то теперь это считается излишним и пользователю предлагается отправляться на поиск нужных звуков вполне самостоятельно...
Ну, а с новой версией SB Live! Platinum 5.1 вы можете познакомиться здесь...
На выходе фронтального канала (Front Out) использована микросхема TDA1308 фирмыPhilips. Эта микросхема представляет собой буферный операционный усилитель с мощным выходом (до 60 мА). Это позволяет подключать к ней наушники с сопротивлением 16 Ом и выше. Правда, при низких сопротивлениях нагрузки искажения возрастают с 0.03% до 0.1%. Будьте внимательны - на тыловом канале нет буферного усилителя и, в отличие от основного, перегрузка этого выхода недопустима.
В варианте SBLive! Value не предусмотрено подключение цифровых устройств, кроме встроенного в компьютер CD-Drive. По крайней мере, для штатного подключения внешних устройств типаDAT или MiniDisk специальных коннекторов не предусмотрено. Тем не менее, имеется реальная возможность подключить такие устройства - на плате есть джамперные коннекторы, к которым можно присоединить соответствующие цифровые линии в формате S/PDIF. Для этого надо изготовить контактную колодку на базе брэкета - заглушки, закрывающей на задней стенке компьютера доступ к неиспользованному слоту. Установите на такой заглушке пару тюльпанов (коаксиальных коннекторов, стандартизированных для применения в S/PDIF). Не забудьте изолировать металлический корпус разъема от металла корпуса компьютера - это предотвратит появление помех. В качестве соединительной линии вполне подойдут витые пары проводов - использование коаксиального кабеля с волновым сопротивлением 75 Ом при небольшой длинне линии не обязательно. Для этой цели сгодятся провода от светодиодов с передней панели старого компьютера - на них имеются подходящие двух-пиновые разъемы. Я, правда, предпочитаю самостоятельно изготавливать такие линии, поскольку запас компьютерных корпусов у меня не велик :-). Для этого я приобрел на Митинском радиорынке такие коннекторы, а так же плоский шлейф, который расщепляю по мере надобности.
Подключение
производится к коннектору J10,
обозначенному, как SPDIF_EXT.
Распиновку этого коннектора я нашел в
последнем разделе хелпа дляSBLive!.
Входной разъем подключается к выводам 5
(GND) и 6 (SPDIFIN).Выход - к выводам
1 (SPDIFO0) и 2 (GND). На панели
микшера SBLive!имеются
соответствующие фейдеры для цифровых
входов CD Digital и SPDIF In. На
цифровом выходе продублирован сигнал
основного аналогового выхода (Front Out).
Использование
SBLive! совместно с цифровыми
устройствами имеет несколько особенностей:
Во первых - сигналы на дополнительных
входах и выходах соответствуют уровням
цифровой логики, в то время, как в стандарте
S/PDIF предусмотрены другие - меньшие -
значения уровней сигнала. Кроме того, в
данной реализации на входе отсутствует
трансформаторная развязка. В общем - эти
цифровые входы/выходы оказываются не
совсем стандартными, что обязательно нужно
учесть в процессе последующего
использования. Например, не все устройства
могут ракачать дополнительный вход SBLive!.
У меня, к примеру, CD-Drive Creative Infra 3600 устойчиво
работает на оба входа - "родной" и
дополнительный, а вот цифровой выход карты Terratec
EWS 64 XL работает только с входом CD
Digital и не работает с SPDIF In. Мне
пришлось поменять эти источники местами. |Поскольку
вход CD Digital на Живом имеет
дополнительный входной формирователь,
именно его предпочтительней использовать
для связи с внешним устройством.
То обстоятельство, что выходной сигнал
оказывается большего, чем положено, уровня
является меньшей проблемой, так как
необходимый запас по перегрузке в
стандартных цифровых входах внешнего
аудиооборудования вполне достаточен.
Единственно, что необходимо отметить, это
то, что целесообразно избегать длинных
межблочных связей.
В перспективе я предполагаю разработать устройства сопряжения для получения стандартных входных и выходных уровней на SBLive! Value. Для подключения внешнего оборудования с оптическим интерфейсом (TOSLINK) потребуется применение специальных оптоэлектронных преобразователей. Но в большинстве случаев можно обойтись и без них.
Второй проблемой при использовании цифрового интерфейса на SBLive! является то обстоятельство, что выход поддерживает только одну частоту квантизации - 48 кГц. Это может вызвать проблемы при подключении некоторых моделей минидисковых дек, в связи с тем, что стандартной для МД является частота 44.1 кГц и не все модели поддерживают 48 кГц. Поэтому, при покупке МД или другого оборудования убедитесь, что частота 48 кГц доступна для записи. Надо так же отметить тот факт, что вывод на частоте 48 кГц производится и в том случае, когда звуковой файл имеет частоту квантования 44.1. В этом случае преобразование производится "на лету" в DSP карты. Аналогично, при приеме картой сигнала с частотой 44.1 кГц, производится его преобразование в 48 кГц, поскольку звуковой процессор работает только на одной частоте. Разумеется, при таких преобразованиях невозможно сохранить информацию бит-в-бит, что вызывает сомнение в правомерности применения SBLive! для профессионального мастеринга. Впрочем, этим же грехом страдает и ориентированная на профессиональный рынок карта E-mu APS. Тем не менее, качество работы SBLive! с цифровым интерфейсом достаточно хорошее и его можно смело использовать в вашей Персональной Студии.
Как известно,
при установке на SBLive! драйверов от E-mu
APS, карта приобретает
много новых положительных свойств. Однако,
при этом возникают и существенные потери - в
этом режиме аналоговая часть звукового
интерфейса SBLive!не работает. Это
заставляет использовать или вторую карту -
такой же SBLive!, или что нибудь иное,
соединив эти устройства по цифре. К
сожалению, далеко не каждому владельцу
Персональной Студии под силу приобрести
сразу две карты. Вместе с тем, во многих
случаях от Живого требуется в первую
очередь его прекрасный синтезатор с
добавлением возможностей SoundFont 2.1,
а возможность оцифровки через его вход
имеет второстепенное значение.
Если использовать для аналогового вывода
тот ЦАП, который задействован в тыловом
канале SBLive!, проблему можно
частично решить. Хотя, при этом возможность
оцифровки от аналогового входа не
появляется, можно производить потрековое
скидывание партитуры синтезатора в
аудиотреки программ Cakewalk или Cubase,
обработку их плагинами DirectX,
сведение и мастеринг, имея на компьютере
только одну карту SBLive!.
Для того, что бы переключить ЦАП (микросхему TDA1330) с тылового канала на основной, надо перепаять только один проводник. Найдите микросхему U9 (CT8910) - она расположена чуть выше и правей кварцевого осциллятора. Акуратно отпаяйте вывод #8 этой микросхемы (приподнимите его от печати) и соедините его проводником с выводом #1 коннектора J10 (SPDIF_EXT). Теперь на АЦП будет поступать SPDIF-поток основного канала, а с гнезда Rear Out этот сигнал можно подавать на обычный аналоговый усилитель.
Как уже упоминалось, качество этого преобразователя заметно выше, чем качество основного кодека и он более предпочтителен для использования в качестве мониторного. Если же вы захотите, то этот ЦАП с SPDIF-приемником можно использовать и совершенно независимо от основной карты. Достаточно подать на вывод #8 сигнал от внешнего цифрового источника. Логично в этом случае воспользоваться совершенно ненужным коннектором PC_SPK, отпаяв от него все резисторы и конденсаторы и соединив проводниками с выводами #8 (сигнал) и #7 (общий) микросхемы U9.
Примечание: в связи с появлением драйверов APSLive, обеспечивающих полноценную поддержку кодеков на SBLive!, актуальность описанной переделки исчезла.
Дополнительно информацию о карте SBLive! можно получить здесь.
Внимание ! Описанные выше переделки схемы опробованы мною и успешно работают. Однако, я не могу принять на себя ответственность за то, что произойдет в результате переделок на вашем компьютере в силу того, что звуковые карты могут иметь неучтенные отличия в конструкции, ваша квалификация электронщика и радиомонтажника отличается от моей и так далее. Поэтому, прежде чем принять решение о переделках, подумайте о том, готовы ли вы ко всем возможным последствиям ваших действий. Ответственность за последствия лежит только на вас и ни на ком больше ! Если же вы хотите сделать доработки, но не решаетесь произвести это своими руками - звоните по Горячей Линии. Я могу вам помочь в решении этой проблемы. Удачи ! Eugene A. Petroff |
к оглавлению на главную страницу