Вернуться на страницу Публикации

© Eugene A. Petroff, 1999

Персональная Студия: две технологии

(часть 5)

В этой статье рассматриваются два подхода к созданию бюджетных студий на базе персонального компьютера. От того, какой из этих подходов будет выбран в качестве отправной точки для проектирования, и будут зависеть основные характеристики вашей студии - ее стоимость, качество звука, скорость и удобство работы...

В предыдущих стаьях цикла  были рассмотрены основные отличия физической и виртуальной студий, те требования, которые они налагают на выбор компьютерного «железа» и звукового оборудования, а так же, основные технологические этапы создания законченного музыкального продукта...

Эта статья рассказывает о новой версии популярной программы – Cakewalk Pro Audio 9.0

 

Cakewalk Pro Audio 9.0 

Отгадайте загадку – что, кроме цыплят, считают по осени ? Не догадались пока ? Ну что ж, подскажу вам ответ – по осени традиционно считают новые версии популярной программы Cakewalk Pro Audio. Вот уже которую осень подряд этим всегда незаурядным событием радуют нас разработчики. Уж не знаю, чем стали им так милы именно осенние дни, но и в 1999 году они не изменили своей привычке, и объявили о продаже новой версии – долгожданной «девятки» - именно осенью. А это, в свою очередь,  заставило меня заняться моим тоже уже почти традиционным занятем - посетовать на постоянные изменения в компьютерно-музыкальном мире. Ведь именно с подачи «кейквоковцев» я вынужден сейчас извиниться перед вами, уважаемые читатели, и сообщить, что в очередной раз приходится на лету менять свои планы и снимать уже почти готовый материал. Логика изложения требовала, что бы мы в этой статье более подробно рассмотрели приемы работы в программе Cakewalk версии 8.04, на которую я ссылался в предыдущих статьях цикла. Однако...

О том, что эта тема весьма актуальна и подробного «разбора полетов» ожидают очень многие мои читатели, я знаю из вашей почты, которая буквально затопила меня после выхода предыдущих номеров журнала. Мой сайт http://www.orc.ru/~peratron в Интернете, названный «Персональные Студии ®» стал тоже достаточно популярным (что мне конечно очень приятно). И о том, что интересует всех тех, кто создает для себя компьютерную студию, я теперь могу судить гораздо более оперативно, получая ваши вопросы по электронной почте. Однако, вынужден отдельно извиниться перед теми, кому я не смогу ответить индивидуально – это просто превышает мои физические возможности. Так что прошу не огорчаться, если на свой вопрос вы не получите ответа – это не означает, что я его не прочитал. Напротив – я читаю все, что приходит (хотя уже одно это становится не простым занятием) и готовлю ответы на наиболее типичные вопросы, стараясь что бы вы смогли найти их в материалах сайта, а так же в моих публикациях. Вот и сейчас, я корректирую изложение, упреждая  множество вопросов, связанных с выходом новой версии популярной программы.

Прежде, чем вы  выслушаете рассказ о изменениях в версии 9.0, хочу вас категорически предупредить о том, что версии 8.6, ставшей бестселлером лета-99 никогда не существовало !!! Эта версия – чистая фикция. Стопроцентный обман доверчивых покупателей пиратского софта. Я вынужден заостриться на этом моменте, поскольку за последнее время меня захлестнул вал вопросов «а почему у меня не работает то то и то то ??». Не работает, потому что и не должно работать – «русификация» произведена «на малой арнаутской». Просто это позволило отечественным «рыцарям плаща и кинжала» обчистить в небывалых масштабах кошельки отечественных же лохов. На обложке красуется номер версии 8.6 – и тираж компакту, напечатанному под лейблом «веселого роджера» обеспечен просто фантастический...

Но впрочем, достаточно о печальном. Теперь можно смело радоваться – версия 9.0 абсолютно легальна. Вышла она после годичной паузы, последовавшей за выпуском предыдущей версии. Такая пауза означает, что специалисты фирмы Cakewalk (так теперь именуется бывший Twelve Tone) вносили достаточно серьезные именения в программу.

Поскольку любая новая программа всегда несколько загадочна, то при инсталляции ее на свой компьютер, я предпочитаю ставить ее не поверх старой, а «рядышком» - в отдельную директорию. Связано это с тем, что если новичок проявит себя недостаточно хорошо, то его можно безболезненно деинсталлировать, вернувшись к прежнему варианту. Сразу оговорюсь, что в данном случае все оказалось очень корректным и я смог сразу же, практически сходу, включиться в активную работу над моими проектами и под новой версией. Старую пришлось запустить только однажды, да и то лишь, когда я отвечал на вопросы по «горячей линии» и мне понадобилось кое что уточнить, что б выдать рекомендацию.

Процедура инсталляции «девятки» оказалась вполне традиционной и не вызвала никаких проблем. После старта Cakewalk так же традиционно предложил поискать на машине предыдущие версии, на что я, естественно, согласился. После того, как новичок переписал в себя часть установок старого Кейквока,  а так же предложил протестировать аудиооборудование, с которым ему придется работать (на что резонно получил мое благословение), я увидел новую стартовую картинку. Она стала несомненно строже,  но с достоинством...

После старта я скорректировал размещения рабочих папок в полном соответствии с тем, как уже изложил это в предыдущей статье цикла. Проделывая эти операции, я увидел, что в технологическом интерфейсе (через который происходит установка параметров звуковых буферов и другие тонкости управления оборудованием) произошли некоторые изменения. Но это не смутило ничем – интерфейс стал даже несколько проще и затруднений с ним я не испытал. После этого можно было приступить к дальнейшему знакомству.

Рис.1

Итак – что же нового привнесли разработчики в «народную виртуальную студию» ? Первое впечатление – интерфейс стал красивее. Консоль пульта оставшись функционально прежней, стала выглядеть несколько по другому (рис.1). Но это, как говорится, дело десятое... Что из функционально важного изменилось ? Ответ простой – изменился аудиодвижок ! Под этим термином обычно понимается программное ядро, ответственное за процессы реального времени, при помощи которого производится проигрывание аудио и миди треков, подключаются обработки и так далее. Именно от того, какова эффективность математики в аудиодвижке (сколько бесполезных вычислений удалось избежать благодаря изящным математическим конструкциям программистов-виртуозов J) и зависит максимальное количество аудиотреков и задействованных аудиообработок на данной компьютерной платформе. Стабильность вывода и удобство работы с программой тоже зависят от качества аудиодвижка. Прежние версии Cakewalk заслуживали упрека в этом отношении, так как извечный конкурент Cubase производил в этом смысле более благоприятное впечатление (если забыть про устойчивость и безглючность). Теперь похоже, что достигнут паритет. Производительность аудиодвижка явно повысилась – проекты, над которыми я работал незадолго до этого в Cakewalk 8.04 пошли сразу и без проблем. Счетчик времени  при проигрывании стал работать гораздо плавней – без «заеданий» и пауз. Картинка тоже поехала более гладко. Надо сказать, что эти проекты содержали больше 20 аудитотреков с немерянным количеством активных обработок (эквалайзеры, компрессоры, эксайтеры, ревербераторы – общим числом около полутора десятков) и в версии 8.04 проходили уже с трудом. Здесь же они поехали как по маслу ! Разумеется, я воспользовался ситуацией и довесил еще пяток компрессоров и эксайтеров – до тех пор пока и новая версия не стала слегка заикаться. Оно и понятно – дай нам, пользователям, любую лошадь-тяжеловоза,  мы тут же накидаем ей на горб столько, что и слону не свезти... Так что, свалить можно кого угодно. Вот то, что при этом удалось добавить пяток достаточно прожорливых в смысле математики обработок – это очень обнадежило... В процессе работы стало значительно легче контролировть предельную загрузку – появился долгожданный индикатор (рис.2). 

Рис.2

Причем, он индицирует как загрузку процессора, так и степень наполненности буферов. Это позволяет более правильно подобрать размер буфера для конкретного проекта. Ведь, как я уже говорил в предыдущей статье, каждый объект требует своих буферов и их оптимального размера. В данном случае, понаблюдав за наполненостью буферов, я решил, что я сделал их слишком большими – загрузка буферов у меня не превысила 10%. Уменьшив размер буферов, я довел загрузку до 50%. При этом, устойчивость не нарушилась, но освободилось некоторое количество оперативной памяти, что всегда можно только приветствовать...

Рис.3

Сама процедура установки буферов выглядит теперь несколько по другому – появилось специальное окно (рис.3), в котором высвечиваются какие то интуитивно более понятные цифры, чем это было в предыдущих версиях аудиодвижка.

Индикатор загрузки (CPU Meter) расположился на планке в правом нижнем углу главного окна. Помимо индикатора загрузки, на этой планке разместилась так же индикация режимов Arm/Solo/Mute, которая присутствовала и в прежних версиях, а так же новый индикатор, на котором в случае катастрофического срыва  в процессе проигрывания вследствие перегрузок процессора или жесткого диска загорается тревожный красный прямоугольник с надписью Overload!. В режимах загрузки файлов, в процессе миксдауна и других подобных случаях на планке индицируется состояние режима. Что характерно, преимущества нового аудиодвижка сказываются и в упомянутых процедурах – и загрузка проекта, и миксдаун происходят в новой версии заметно быстрей. Миксдаун даже при значительном количестве обработок может быть существенно более быстрым, чем реал-тайм !. Время, затрачиваемое на создание bundle-файла тоже сильно  сократилось. Понятно, что это производит очень приятное впечатление, такм как сулит более быструю и продуктивную работу.

Из принципиальных новинок, обнаруживаемых буквально при первом взгляде, можно назвать две приятности – из меню Option  выделен «в отдельное производство» пункт Tools, а среди столбцов окна Track наконец то появился и та ячейка, из которой теперь можно  порулить установленными в данный трек плагинами. То есть, значительную часть работ, для выполнения которых раньше неизбежно приходилось залезать в не очень мной любимую Consol, теперь удобно делать из основного окна, коим естественно является Track. Но приятности этими двумя не исчерпываются – главное усовершенствование в «девятке», это появление полноценного стереотрека ! Теперь можно при записи в качестве входного источника указать не только раздельные правый или левый каналы звуковой карты, но и полную стереопару...  Сохранение прежнего режима «двойное моно» наряду с новым усовершенствованием очень серьезно расширяет арсенал технических приемов, доступных звукорежиссеру. И пожалуй именно это новое качество девятой  версии заставило меня отступить от намеченного плана описания типовых приемов работы в Кейквоке.

Рис.4

Стереотрек индицируется привычным по другим редакторам образом и в окне Track, и в окне аудиоредактора (рис.4). Со стереопарой можно работать точно так же, как и с обычным монотреком – его можно панорамировать, на этот трек можно навесить соответствующую обработку. Естественно, что в этом случае она должна быть стереофонической. Операции по редактированию тоже совершенно привычны. Но вот что главное – теперь стереотрек успешно экспортируется во внешний редактор (например, Sound Forge), и точно так же без проблем реэкспортируется после обработки обратно в Cakewalk ! Таким образом, устранены основные заморочки, сопутствовавшие работе над аудиопроектом в Кейквоке.

Вторая особенность, коренным образом влияющая на методику работы, это то, что самым радикальным образом доработана опция Mixing Down – сведение отдельных треков в окончательный или промежуточный вид внутрипрограммно, то есть, не в реальном времени. Эта функция по сути является основной операцией, ради которой и делается вся предварительная работа. И в предыдущих версиях она была очень далека от совершенства - миксдаун производился только внутрь самого кейквока, а вывод результата работы в окончательном виде осуществялялся экспортом в wav-файл. Теперь совершенно естественным образом миксдаун объеденил в себе обе операции, правда сохранив отдельные окна управления для каждой из них. Окно для для управления процессом сведения внутри Cakewalk (Mixdown Audio/Bounce to track) приведено на рис.5. 

Рис.5

Если вы работали раньше с этой функцией, то отличия увидите сразу – это во-первых, возможность выбора формата в котором результат будет сохранен (стерео, двойное моно, или же микширование стерео в одинарное моно). Понятно, что это покрывает почти все потребности. Во-вторых – это возможность отключения обработок как в треке, так и на мастер-секции, а так же после возврата после системных  эффектов. Если к этому добавить возможность раздельного отключения автоматизации сведения (Controller Automation) и огибающих по пранораме и громкости (Pan Envelopes и Vol Envelopes), то становится понятно, какое мощное и гибкое средство появляется в руках звукорежиссера. Предварительное сведение отдельных групп инструментов теперь удобно производить без использования техники «клонирования» аудиопроектов, которая описана в соответствующем разделе моего сайта и которая была центральным приемом при работе в версии 8.04. А это сулит существенное ускорение работы при таком же существенном повышении ее качества (в художественном смысле).

Рис.6

На этом приятности и вкусности, припасенные разработчиками к новому сезону не исчерпываются – очень приятный сюрприз поджидает в окне Piano Roll (рис.6). Известно, что очень удобно с точки зрения управления прописывать каждый барабан в отдельном треке. Но это сулило сущие мучения, если требовалось отредактировать суммарную партитуру такого разложенного по косточкам инструмента. Теперь проблем нет – все заявленные треки видны в одном окне, причем. можно при помощи панели управления, расположенной справа от основного поля, временно прикрыть те части суммарной партитуры, которые мешают удобному и лаконичному восприятию. Выделение цветом событий отдельных треков еще более упрощает задачу. Просто славно !

После этого доброго подарка появление в окне аудиоредактора кнопок mute/solo/arm воспринимается уже как должное, хотя этих кнопок ох как не хватало раньше именно в этом окне.

Рис.7

Для гитаристов тоже найдется несколько подарков. Причем, какой из них круче, и сказать трудно. Вообще то два из них – виртуальный гриф и тюнер для настройки гитары уже знакомы. Они появились в версии Cakewalk Guitar Studio. А вот MIDI Plug-In под названием Session Drummer (рис.7) – это ритм машинка, позволяющая очень быстро и эффективно готовить партию барабанов. Очень простая и удобная в обращении, она тем не менее очень успешно справляется со своими обязанностями. Особый кайф я испытал, разобравшись, что в качестве файла со стилем использован обычный миди файл, отредактированный особым образом (с использованием в названиях меток названий паттернов, которые потом видно в окне банка паттернов машинки). Интернет полон MIDI-файлами с самыми разнообразными композициями – в том числе, самыми модными и популярными. Нарезать такую композицию на стили и использовать в качестве основы для своего опуса – дело нескольких минут...

Возвращаясь к MIDI Plug-In, хочу отметить, что набор их расширился по сравнению с предыдущей версией. Особенно отрадно, что в состав этих плагин вошло и творение отечественных разработчиков – специальная версия хорошо известного NTONYX Style Enhancer. Как говорится – за державу не обидно. Так держать, ребята !

Вполне логично, что новая версия сохранила важнейшие, но к сожалению, в силу незнания редко используемые функции – такие как CAL, StudioWire, а так же специальную систему автоматизации управления сведением - StudioMix™, которую разработала совместно с Dynacord. Эта система представляет собой специализированую консоль для дистанционного управления в реальном времени, которую можно подключить к Cakewalk Audio Pro. Система достаточно сложна, но если вы собираетесь работать профессионально – обратите на нее внимание. Возможно, что она решит часть ваших проблем.

Из множества других особенностей новой версии, стоит обратить внимание на то, что вместо расширения wa~, которое использовалось для аудиофайлов в рабочей директории кейквока, теперь ипользуется классический wav. Это означает, что программа Daw Explorer, описанная в предыдущей статье окажется безполезной, как она бесполезна при работе с 24-битными проектами. Но особенно огорчаться не стоит, так как на сайте Cakewalk, на который как всегда можно попасть прямо из меню Help программы, можно теперь скачать другую версию подобной программы - Cakewalk Audio Finder Tool. Эта утилита успешно выполнит работу вместо Daw Explorer с любыми типами файлов. На всякий случай привожу ссылку на интернет-ресурс, с которого вы можете ее скачать: ftp://ftp.cakewalk.com/pub/Patches/Cakewalk/cwaf.exe

На этом не оканчиваентся перечень возможностей новго Cakewalk Audio Pro. Поэтому, после того, как вы первый раз войдете в программу, загляните в Help. Там находится ссылка на файл README.RTF. Обязательно прочтите этот файл – в нем подробно перечисленны все особенности данной версии, а так же указываетсся на то,  какие осложнения возможны из за конфликтов оборудования и как эти сложности преодолеть. Традиционный мой совет звучит так – учите матчасть, ребята ! 

Всяческие удобства и навороты в программах – это хорошо. Но все же главным является качество звука, созданного при ее посредстве. Техника PC-звука развивается стремительно и в таком динамичном мире находится место как дефициту информации об истинном положении вещей, так и многочисленным легендам как положительного, так и отрицательного свойства. Например, мне довелось услышать такую легенду в следующей формулировке: «Внутренние процессы внутри операционной системы приводят к тому, что компьютер не способен по определению отыграть один и тот же файл два раза одинаково, что отрицательно влияет на звук». Эта легенда была осенена высокими именами самых почитаемых зарубежных специалистов. Справедливости ради стоит сказать, что это утверждение в равной мере относилось и к PC,.и к Mac. Мне показалось это не совсем верным, так как сам тезис можно было отнести только к самому раннему этапу развития компьютерной звукотехники, но никак не к современному ее состоянию. И я проверил справедливость этого утверждения в отношении Cakewalk. Сделал это таким образом – дважды повторил процедуру миксдауна. В качестве подопытного кролика был взят реальный проект, достаточно насыщенный и в отношении количества треков – более 25, и в отношении аудиообработок – больше полутора десятков. Причем насыщенность была такова, что устойчивость уже находилась на пределе, а это должно способствовать боле интенсивному проявлению артефактов. Полученные фонограммы я перенес в Sound Forge и там сравнил путем сложения с инвертированием одной из фонограмм. Результат оценивался по таблице статистики. В случае, когда последним в цепочке эффектов стоял ультрамаксимайзер, я получил в результате противофазного сложения остаточный шум с максимальной амплитудой в 33 отсчета. Это был тот самый часто поминаемый dither, причем в двойном размере (ведь каждый из файлов был подвергнут этой процедуре в процессе сведения). Я позабавился тем, что поизучал спектрограмму этого шума, а так же посмотрел на сам характер шумовых выбросов. Как инженеру, мне это весьма интересно и поучительно.

Повторив всю процедуру, но отключив dither, я в результате получил в статистиках ПОЛНЫЕ и АБСОЛЮТНЫЕ нули. Это означает, что во всей пятиминутной композиции не нашлось ни одной пары отличающихся сэмплов. То есть, по крайней мере в режиме миксдауна математика работает абсолютно однозначно. На следующем этапе я повторил эксперимент, заменив миксдаун прямой перезаписью в режиме реального времени с выхода на вход програмы. Для этого пришлось воспользоваться утилитой Virtual Audio Cable, разработанной, к слову, еще одним нашим соотечественником (молодцы, ребята !). Эта программа выполняет роль обычного кабеля, связывающего два аудиоустройства, но только все происходит внутри компьютера – то есть «по цифре». Результат оказался тем же, за малым исключением. Первые несколько миллисекунд нужны системе для входа в режим и здесь однозначности не было. Поэтому старт-стопные режимы были изъяты из анализа. Такой результат позволяет утверждать, что система работает стабильно и однозначно  в режиме реального воспроизведения тоже. Поэтому нет оснований опасаться появления каких то артефактов, влияющих на звук.

На третьем этапе процедура была повторена, но для перезаписи использовалась звуковая карта SBLive! Value. В этом случае эксперимент на частоте 44 кГц оказался неудачным – файлы не давали нулей после сравнения. Впрочем, это мной ожидалось, поскольку в EMU-10K1, являющейся базисом и для дешевого SBLive! и дорогого EMU APS вывод всегда производится на частоте 48 кГц, которая в данном случае не совпадала с рабочей. А это означает, что при выводе производится переоцифровка и ожидать полной идентичности бит-в-бит по меньшей мере некорректно. Поэтому эксперимент был повторен на частоте 48 кГц и в конечном итоге дал те же нули в статистике. Правда на этот раз помимо изъятия старт-стопных артефактов пришлось вручную совместить по фазе обе выборки, так как в разных попытках записи потоки оказались сдвинуты по случайному закону на несколько сэмплов. Именно эти несколько сэмплов (конкретно – 3) пришлось скомпенсировать вручную. В остальном обе записанные фонограммы абсолютно идентичны, что подтверждает стабильность работы звукового тракта и с участием звуковой карты.

Если существуют причины, по которым звук на компьютере «хуже», чем на дорогом студийном оборудовании, то эти причины следует искать только в самих звуковых программах – данный эксперимент не проверяет качества работы программ. Но он позволяет «вывести из под удара» по крайней мере компьютерную платформу. Что само по себе уже неплохо – без мистики жить проще и уверенней...

Ноябрь 1999

(Продолжение следует)

Вернуться на страницу Публикации

 

 

Hosted by uCoz