Вернуться на страницу Публикации
© Eugene A. Petroff, 1998
В этой статье рассматириваются два подхода к созданию бюджетных студий на базе персонального компьютера. От того, какой из этих подходов будет выбран в качестве отправной точки для проектирования, и будут зависеть основные характеристики вашей студии - ее стоимость, скорость и удобство работы...
Быстро... Очень быстро... Быстро, как только возможно... И, тем не менее, еще быстрей... Помнится, такие пометки в оркестровой партитуре сделал кто то из классиков. Мне представляется, что этот пассаж весьма подходит для того, что бы быть начертанным в качестве девиза на вратах, ведущих в мир Персональных Студий... Он нравится мне, как и всякий хороший девиз, своей многозначностью. С одной стороны, скорость работы компьютеров, тактовые частоты процессоров стремительно растут. Наверно скоро мы заговорим о частотах, измеряемых гигагерцами. Напомню, что на этих частотах, самых высоких в радиотехнике, ведется связь с космическими объектами. С другой стороны, это “скорее... скорее...” можно отнести и к идеологии создания Персональной Студии. Осмыслять достигнутое некогда - надо быстрее работать... работать... работать... Иначе неизбежно отставание - ваша студия, в которую вы вложили несколько своих кровных килобаксов, в течении какого то года превращается в древнюю старушку, пригодную для создания разве лишь какого нибудь демо :-(.
Вы спросите, что это за странный такой значок из двоеточия и скобки я поставил в конце предыдущей строки ? Ну что ж, отвечу - это улыбка, только наоборот. За последнее время в наш мир вошел Интернет, с его фантастической возможностью связаться за несколько минут с коллегами, находящимися за многие тысячи километров и получить свежие новости о музыке, программах, оборудовании. Мне очень нравиться такое общение - единомышленника можно найти на другом краю света, поприветствовать его и вступить в диалог. И для того, что бы это не было сухо и казенно, при переписке через электронную почту можно послать ему улыбку в виде значка, составленного из двоеточия и скобочки :-). Не правда ли, похоже ? И улыбку можно сделать пошире, увеличив количество этих скобочек по желанию. Вот так :-)))))). Эта моя широкая улыбка, или как ее принято называть “смайлик” , предназначена вам, уважаемые читатели.
Но с помощью этих значков я могу также показать, что мне что то и не по вкусу, что я огорчен или расстроен. Это выглядит вот так :-(. Но разумеется, это относится не к вам, уважаемые коллеги - мои читатели. Это относится к тем проблемам, которые возникают при создании Персональной Студии.
Но вернемся из сетей Мировой Паутины к нашей Персональной Студии. Итак, что же на повестке дня ? Как всегда, самая острая проблема - это выбор оборудования. И когда мне приходится писать статьи на эту тему, я с немалой долей ностальгии вспоминаю прошлые времена - всего пару-тройку лет назад. Ведь как тогда было просто - всего то нужно было выбрать между Овечкой да Черепахой... Других альтернатив не было, зато подробно и со смаком можно было разобрать по косточкам эти карточки (см Шоу-Мастер #2/97 и #4/97).
Теперь же выбор исчисляется десятками моделей с очень разными техническими характеристиками, функциональными свойствами и качеством звучания. И ценой, естественно... Компьютерные журналы полны обзоров по этой тематике. Казалось бы - читай прессу, выбирай по вкусу да и ставь себе на здоровье. Но... Но характеристики очень часто несопоставимы, функциональные наборы свойств существенно различны, качество не всегда пропорционально цене. Что же делать бедному юзеру ?
Ну что ж, придется начинать сначала - то есть рассмотреть что такое Персональная Студия на сегодняшнем этапе ее развития, разобраться, так ли уж важно качество воспроизведения и можно ли задёшево добиться нужного результата. Как всегда, для этого анализа я буду привлекать ФСА (Функционально-Стоимостной Анализ). Это раздел науки ТРИЗ, изучающей любые технические системы, каковой, собственно, и является ваша Перснальная Студия.
Итак, напомню, что к Персональным Студиям я отношу те из них, которые ориентированы на реализацию только одного проекта на протяжении заметного периода времени и создаются силами одной творческой личности. Разумеется, что творческой личностью может быть и команда единомышленников - например, рок-группа. Примеры такой творческой личности у меня, что называется, перед глазами :-).
Главное технологическое отличие Персональной Студии - это отсутствие требований к быстрой перестройке под новую художественную задачу. Ведь вы, уважаемые коллеги, работаете над одной композицией или альбомом от нескольких недель до нескольких месяцев. Не так ли ? Вот и студия все это время работает под вашу задачу, не меняясь. Это дает возможность отказаться от устройтв звукозаписи на основе магнитной ленты и сосредоточиться на технологии звукозаписи на жесткий диск (HDR - Hard Disk Recording). Компьютер, по своей сути, включает в себя систему HDR. Остается разобраться с тем, каким образом звук будет попадать в него, подвергаться обработке разнообразными, эффектами, микшироваться, а так же, выводиться из него. То, что для ввода и вывода звука используется звуковая карта, стало уже общим местом и про это не стоит повторяться. А вот микширование с обработкой требуют отдельного пристального рассмотрения, так как именно из этого анализа возникнут требования к звуковой карте.
Итак - как же на сегоднящнем уровне развития компьютерной техники могут выглядеть системы звукозаписи ? Вот здесь, на самом верхнем структурном уровне и возникают два различных подхода, две различные технологические цепочки. Назовем эти технологии виртуальной студией (ВС) и физической студией (ФС) .
Принцип виртуальной студии состоит в том, что для создания законченного музыкального продукта используются только технические средства самого компьютера. Разумеется, для оцифровки звуков вокала, гитары и других акустических инструментов, а так же для мониторинга, вам придется использовать звуковую карту или другое устройство ввода/вывода, но это единственное звукотехническое оборудование оборудование, которое вам понадобится (за исключением контрольной мониторной системы). Все остальное, включая и различные синтезаторы (сэмплерные, аналоговые, с физическим моделированием) может быть реализовано программным образом на центральном процессоре компьютера. Понятно, что это возможно только при использовании компьютеров с достаточной производительностью и стало актуальным только самое последнее время.
Физическая студия базируется на идее использования компьютера только как устройства звукозаписи, а все обработки и микширование звука предполагается вести на внешних звуковых устройствах - классической микшерной консоли и рэковых приборах обработки (реверберация, эхо, эквализация, компрессирование и так далее). В качестве первичного источника звука, помимо обычных микрофона и электрогитары, предполагается использование хорошо знакомых любому музыканту клавишных и рэковых синтезаторов и сэмплеров. Особым требованием к устройствам оцифровки звука в этом случае является их многоканальность. Технические требования к производительности компьютера в этом случае могут быть существенно снижены, но вот скорость передачи данных для дисковой системы ФС должна быть не меньше, чем для ВС.
Сравнительный анализ стоимости ФС относительно ВС показывает, что ВС, несмотря на повышенные требования к компьютеру, обойдется своему создателю значительно дешевле. Это главное достоинство ВС ! Второе, тоже очень существенное её преимущество - это очень высокая гибкость и универсальность, так как количество всевозможных программных средств обработки уже настолько велико, что превышает возможности любой средней студии классического типа как количественно, так и качественно. Кроме того, модернизация вашего любимого детища осуществляется очень просто - достаточно только проинсталлировать новый программный продукт.
Платой за эти замечательные свойства ВС будет меньшая скорость работы над проектом, так как потери времени на вычисления в компьютере будут заметно большими, чем при использовании внешней техники, кроме того, далеко не все музыканты и звукорежиссеры любят орудовать мышью, вместо того, что бы крутить ручки на пульте или рэковых модулях... И я их понимаю :-)
Как всегда, крайности не оптимальны, а правильное решение лежит где то по середине - вы можете начать создание своей Персональной Студии в виде ВС, а затем, по ходу дела дополнить ее элементами ФС. Главное при этом - правильно подобрать устройства оцифровки, что бы как можно дольше не менять их в процессе развития вашего любимого детища . Вероятнее всего, это будет звуковая карта, хотя могут быть и другие решения этого вопроса. На тонкостях выбора мы остановимся чуть позднее.
Что бы приступить к подбору оборудования (компьютер, внешние звукотехнические устройства), вам придется досконально представить себе процесс работы над проектом. Вы должны хорошо понимать, чего именно вы собираетесь достигнуть в музыкальном плане, какие изменения в звуке вам потребуются, сколько каналов звукозаписи минимально необходимо для реализации вашего творческого замысла. Задумайтесь о том, какие синтезаторы и акустические инструменты вам понадобятся и в первом вашем проекте, и на перспективу.
Очень важно не ограничиваться текущими потребностями, а взглянуть более масштабно, что б правильно представить будущую эволюцию вашей студии. Понятно, что далеко не каждый музыкант на этом этапе владеет всей полнотой информации. Поэтому подберите себе подходящих консультантов. Не стоит прибегать к услугам компьютерных специалистов, не знакомых с тонкостями музыкальных технологий. Ведь если у вас заболит зуб, вы же не станете записываться на прием к гинекологу :-). Так и здесь - советы некомпетентного консультанта, иногда чересчур охотно раздаваемые, могут привести вас к серьезным материальным потерям. И взаимодействуя с консультантом, помните, что это всего навсего человек, обладающий лишь большим объемом знаний в некотором узком вопросе. Не пытайтесь переложить на него бремя ответственности за принятие решений в тех вопросах, которые можете решить только вы сами. Задача консультанта - не решить ваши проблемы, а снабдить суммой знаний в конкретной области. Это ваше дело - принимать решения, воспользовавшись знаниями специалиста. Вам следует поискать информацию, о том какие специалисты работают в вашем городе. Я смогу вам помочь, если вы позвоните по телефону, указанному в конце статьи. Горячая Линия по Персональным Студиям - это бесплатные телефонные консультации по любым аспектам применения компьютеров при создании музыки.
Итак, вы четко представили себе, что вы ожидаете от своей Персональной Студиии. Надеюсь, такой анализ помог вам избавиться от иллюзии, что затратив достаточные средства и силы, вы станете обладателем волшебного ящика с единственной кнопочкой “КАЙФ”, нажав на которую вы получите вожделенную фонограмму изумительного качества. Помимо всех технических средств, в оснащение вашей студии должно входить и бузусловное умение работать на всем этом оборудовании. Из моего опыта консультаций людей с самой разной подготовкой, могу рассказать вам, на какие сроки освоения техники вы можете рассчитывать. Обязательно соотнесите это с вашими творческими планами. Излишние амбиции в этом вопросе - источник разочарований.
Итак, если вы не работали раньше на компьютере, то вам потребуется около месяца практики общения именно с компьютером. Вы должны будете понять как запускать любую программу, как сохранять ваши данные. Наиболее типичный вопрос, который мне задается новичком, получившим в свое распоряжение готовую студию, таков - “Где моя композиция, которую я сделал вчера ? Куда она делась ??” :-))) Разумеется, я отвечу и на такой вопрос, но лучше будет, если воспользовавшись компьтерными учебниками, массу коих найдется на нашем книжном рынке, вы научитесь самостоятельно отвечать на такие вопросы. Очень важно не ждать готовых рецептов, а понять как получать нужную информацию самостоятельно. Вот для этого вам и понадобится первый месяц. Далее, еще пара месяцев у вас уйдет на начальное освоение именно музыкальных технологий. За это время вы должны научиться работать с секвенсором, а так же, проверить и отладить процедуры звукозаписи. Этот вопрос достаточно серьезен - любая студия начинает работать не сразу, и требует время для доводки и дошлифовки. Иначе, вы рискуеете не получить современного уровня качества - где то и что то у вас будет записываться с фоном, где то будут проскакивать щелчки и искажения. Вы должны будете найти все эти, как говорят компьютерщики, “баги” и подготовить студию для дальнейшей гладкой и беcсбойной работы. Еще несколько месяцев уйдет на создание первых нескольких композиций, на которых вы освоите технологию, поймете границы возможного и скорость достижения задуманного. На этом этапе у вас появится первая продукция, которая еще не будет полностью реализовывать потенциал студии, но тем не менее, уже может считаться коммерческой, если вы того захотите. И только после этого я рекомендую вам приступать к действительно амбициозным проектам - это вам будет уже под силу и вы сможете правильно рассчитать сроки и трудозатраты. Итак, где то через полгода вы сможете приступить к тому, для чего вы и создавали себе студию.
Вы надеялись, что сможете приступить к сосданию шедевров сразу же после покупки компьютера и я вас разочаровал ? Тогда вам действительно не стоит приступать к этому хлопотному делу и поискать другие способы реализации творческих амбиций. Но учтите, что этим путем прошло уже множество музыкантов и это по настоящему реальный путь, неоднократно проверенный на практике.
Прошу так же обратить внимание, что за это время компьютер неизбежно значительно устареет. Именно поэтому не стоит сразу закладываться на максимально достижимые технические требования к студии. Один из наиболее популярных вопросов, которые мне задают - сколько все это стоит ? Ответ таков - средняя цена нового и перспективного компьютера всегда более $2000. В то же время, цена оптимального компьютера - около $1000...$1500. Но можно начинать весь проект и с компьютером за $600...$900. Я умышленно не привожу данные по скорости процессора, объемам винчестера и памяти. За время подготовки журнала эти данные неизбежно устареют, а вот цены останутся примерно на том же уровне, так как за 6 месяцев компьютер просто переходит из одной ценовой категории в другую, а взамен в прежних ценах появляется более совершеный. И учтите так же то, что компьютер может быть модернизирован достаточно безболезненно. Вы можете менять его начинку по частям по мере повышения требований к студии, либо при появлении свободных финансовых средств. Внимание ! Категорически не рекомендую приобретать так называемый бранднейм. Помимо того, что это на 30...50 процентов дороже, это может очень затруднить последующую модернизацию.
Как выбрать компьютер, если требования к студии уже сформированы ? Рассмотрим основные компоненты компьютера и на что они повлияют.
На первом месте - тип процессора. На сегодня можно дать однозначную рекомендацию, что надо выбирать Pentium II. Разработчики из Intel прекратили продвижеение Pentium I, и поэтому не стоит больше на него ориентироваться. Разумеется, если в вашем распоряжении уже имеется компьютер на этом процессоре, то можно работать и на нем. Просто возможности его модернизации практически исчерпаны и он не будет у вас развиваться дальше. Я сам пока еще работаю на таком компьютере Pentium 233 MMX, но всерьез задумываюсь о его замене. Возможно, что эта линия, базирующаяся на так называемом Socet-7, еще получит некоторый импульс к развитию за счет процессоров фирмы AMD, но рассчитывать на удачное применение этих процессоров в звуковых станциях мне представляется рискованным.
Итак, процессор выбран... Теперь надо подобрать материнскую плату. Этот вопрос очень серьезен, так как именно от материнской платы зависит устойчивость работы, надежность, возможность модернизации и установки многочисленного периферийного оборудования (звуковые карты). Какого производителя предпочесть ? Наибольшей популярностью на рынке пользуется Asustec, но я предпочитаю Iwill. Неплохое впечатление на меня произвели так же Gigabyte и FIC. Впрочем, о деталях этого выбора стоит проконсультироваться со специалистом - все меняется в компьютерном мире слишком быстро.
На какие характеристики материнской платы стоит обратить внимание ? Во-первых, на так называемый чип-сет. На сегодня наиболее перспективным является чип-сет BX, но что произойдет к моменту выхода статьи в свет я даже не загадываю. К сожалению, этот набор чипов получил множество замечаний по совместимости с оборудованием и программами (как говорят компьютерщики - он слишком глюкав :-). Во всяком случае, при выборе платы обратите внимание на максимальную тактовую частоту, которую она обеспечивает. Вряд ли вы сможете купить самый быстрый процессор в этой линейке - у старших моделей цена зашкаливает за разумный по моему разумению предел. Но со временем, когда процессоры подешевеют, вы сможете успешно проапгрейдить ваш компьютер.
На что еще обратить внимание выборе материнской платы ? На количество слотов расширения ! Новые материнские платы имеют всего 1...2 слота расширения типа ISA, в которые можно устанавливать классические звуковые карты. Но и количество PCI-слотов должно быть не менее 5...6. Я так же предпочитаю, что бы на материнской плате был встроен контроллер интрфейса SCSI. Наличие этого интерфейса очень желательно в звуковой станции. Во-первых, рекордер компакт дисков по ряду причин имеет смысл выбирать именно с этим интерфейсом, а не IDE. Во-вторых, через этот интерфейс можно подключить внешние сэмплерные синтезаторы. Возникающие при этом удобства просто неоценимы. Вы сможете держать библиотеки для вашего сэмплера на компьютере и загружать их в память инструмента всего за несколько секунд. Для обеспечения указанных выше функций достаточно иметь так зназываемый “узкий SCSI”. Он дешевле широкого и именно его я выбрал в свое время для своей звуковой станции. Однако имеет большой смысл купить более дорогой “широкий” интерфейс. Он с успехом выполнит все функции узкого, но вы сможете подключить к нему SCSI винчестеры с высокой скоростью доступа. Долгое время я был сторонником применения IDE винчестеров для записи звука. Собственно, от них я и теперь не отказываюсь, так как хранение информации на них значительно дешевле, чем на SCSI. И по скорости они не уступают SCSI. Однако, эта скорость достигается в них ценой гораздо большей загрузки процессора. И если некоторое время назад IDE винчестер обеспечивал у меня полсотни аудиотреков под Cakewalk 5.0, что меня вполне удовлетворяло, то теперь помимо этой полусотни треков мне очень важно обеспечить как можно большее количество обработок в реал-тайме. С IDE-винчестерами это получается гораздо хуже :-(.
Вполне очевидное решение - купив широкий SCSI, отложите покупку винчестера для него на будущее. Ваша система с IDE-винчестерами вполне успешно справится с работой на первом этапе (отладка, обучение) и только когда вы реально упретесь в недостаток обработок, тогда вы очень просто ее модернизируете. Возможно, что этот момент наступит очень нескоро (вам хватит и производительности имеющихся винчестеров), и все это время деньги, вложенные в дорогой винчестер отдачи приносить не будут.
Что касается оперативной памяти - не пожалейте денег и поставьте ее побольше (не менее 64 мегабайт в минимальной конфигурации, но лучше 128 или больше). Помимо того, что это улучшит работу Windows, вы сможете загружать в эту память звуки ваших сэмплерных синтезаторов (программных или аппаратных) ! Впрочем, об этом чуть позже - в следующем номере Шоу-Мастера.
Ноябрь 1998
Вернуться на страницу Публикации